7 октября в Украине начался осенний призыв в армию. Возле ворот сборных пунктов со взволнованными лицами стоят родители призывников.
Их дети тем временем проходят последнюю медицинскую комиссию, беседы с психологами, стараются узнать, куда закинет судьба служить. Присматриваясь к юношам, в которых впереди год армейской службы (с высшим образованием служат 9 месяцев), замечаю, что сравнительно с весенним призывом ребята выглядят более растерянными.
«А мне «по фиг», где служить, да и на «гражданке» все надоело…», — приблизительно такие выражения приходится слышать чуть ли не от каждого третьего призывника осеннего призыва. Немало из них не скрывают, что подавленное настроение духа у них и слезы их мамочек накануне призыва вызвали многочисленные выступления политиков, которые в последнее время единогласно с экранов телевизоров доказывают, что украинская армия — голодная, неодетая, недофинансированная, недо… Время от времени такую атмосферу разряжает какой-либо анекдот на армейскую тематику. В кругу юношей, которых отобрали для службы во внутренних войсках, слышу шутку: «Солдаты бывают грязные, очень грязные и… танкисты». И не все хохочут. Кто-то вздыхает и растерянно отводит глаза…
«Сегодня на учете военкоматов ЗОК — Западного оперативного командования (девять областей Украины), рассказал начальник отдела призыва и комплектование ЗОКу полковник Валерий Рыбачук, — 380 тысяч призывников — юноши возрастом от 18 до 25 лет, которые не имеют причин для перенесения сроков службы. На районные и городские призывные комиссии этой осенью вызвали всего около 120 тысяч из них, и лишь 7 650 ребят пойдут служить.
«Значительный призывной ресурс, — цинично комментирует цифры полковник Рыбачук, — позволяет нам отбирать для службы лучших». Это в самом деле так. Из собственных источников стало известно, что на психиатрические экспертизы из районов области направили немало «круглых» двоечников и ребят, которые, мягко говоря, при общении не приводят в удивление интеллектом. Да и врачи других специальностей стали тщательнее проверять общее состояние здоровья призовников. «Армия — не институт благородных девиц, — объясняет мне майор, который приехал за новобранцами. — Физические нагрузки у нас серьезные. А лечить какого-то «дохляка» за счет Министерства обороны никто не спешит».
Анализировать особенности осеннего призыва военные аналитики будут позже. И уже сегодня заметили, что в условиях экономического кризиса выросло количество желающих служить по контракту. Да и среди призывников на срочную службу сегодня тяжело найти тех, которые стараются «откосить» от армии. Это связано, по мнению военных, не только с безработицей и финансовым кризисом. Сегодня в те же правоохранительные, налоговые, другие государственные структуры берут лишь тех, кто отслужил в армии. Да и немало руководителей частных структур, принимая кого-то на работу, спрашивают, почему не служил в армии.
За воротами призывного пункта плачут женщины. Как ребенок будет служить, кто его накормит? Военные убеждают: каждый новобранец получит новую форму, будут кормить солдат гражданские частные структуры, а казармы зимой будут теплыми.