Задумалась написать о парламентском буфете и позвонила по телефону Владимиру Бондаренко. По комментарий: какие, дескать, цены сейчас, изменился ли ассортимент… На буфетную тему разговор вышел немногословным: Владимир Дмитриевич уверил, что нечастый гость в парламентской «харчевне». Когда же спросила, откуда в буфете Верховной Рады традиция пить коньяк из кофейных кружек, разговорились на целое интервью…
— Откуда это пошло, кофе в кружках, не знаю. Я это чудо впервые увидел в «конституционную ночь» (1996, когда приняли Конституцию), — говорит Владимир Дмитриевич. — Тогда коньяк был не просто в кружках, а еще и с ложечками. Как чай. Впервые столкнулся с таким, когда ездил к своей жене на родину. Приехали, в саду уже накрытый стол «по полной программе», все собрались… Смотрю, все на столе есть, а водки не вижу. У меня сразу подозрение закралось, или, случайно, не к баптистам попал бедный православный. А здесь мне говорят, что у них участковый не любит, когда открыто пьют водку. Показывают мне чайник — большой такой, наверное, двухлитровый. Кружки с ложечками, и с того чайника наливали водку. Было еще в Карпатах — у меня там в знакомый лесник. Приезжаю к нему в гости, тоже стол, гости. «Видите, — говорит, — у нас все свое, домашнее. Эту форель я сам поймал, грибов насобирал. А вот водка». Смотрю: на столе — соусник. Пришел в изумление. А господин Николай говорит: «Потом увидите, в чем секрет». И в самом деле: когда уже выпили, так, что вставать было трудновато, то хозяин мог налить каждому из соусника, не вставая. Там же носик длинный.
— Со спиртного больше водку любите?
— Под Киевом сейчас организовываю открытый музей — «Украинское село» называется. Уже собрали шесть домов из разных регионов Украины, которым 150-200 лет. Будет винокурня. Она уже готовая, привезли из Луганщины. Напитки будут делать только для дегустации – медовуху и вишневую наливку. Когда-то мы с директором Института пчеловодства старались договориться со Святейшим Патриархом Филаретом, чтобы в церковных обрядах использовали медовуху. Но он поставил нас на место. «Ребята, — говорит, — в Святом Письме написано, что должно быть вино виноградных лоз». Люблю хорошее вино. У меня есть небольшая коллекция, из которой подбираю что-то в подарок друзьям. Недавно вручил одному из них вино 37-го года. Было две бутылки «Хереса» 55-го года. Когда-то давно купил их в Крыму, тогда они еще не так дорого стоили (сейчас интернет-магазины предлагают бутылку «Хереса» 1955 года урожая за 800 гривен). Выпили их с однокурсниками на 30-летие после окончания университета…
— А что наиболее дорогого пробовали из напитков?
— Были как-то с внуком на отдыхе. Красивое место, рядом озерцо. Внук пошел ловить рыбу и упал в воду, сухого места на нем не было. А на дворе холодновато уже. Отдал внуку свое одеяло, и к утру очень промерз в палатке. Собрались, приехали в Прилуки, зашли в ресторан. Вид у нас после похода немного странный, я небритый, лохматый. Садимся за столик. Думаю: нужно что-то взять согреться. «Какой у вас хороший коньяк есть?» — спрашиваю. А девушка мне: «У нас есть очень дорогой коньяк. 50 граммов — 300 гривен». Говорю: «Мне 300 граммов». А она так смотрит на меня большими глазами и говорит: «Повторяю — 300 гривен за 50 граммов». Поверила лишь, когда вынул и отдал ей 1800 гривен. Хороший коньяк, но я бы за него столько не платил. Закарпатские коньяки — это вещь. Когда еду в Карпаты, всегда останавливаюсь в Ямполе. Там кафе хорошее есть. Зашел — заказываю закарпатский коньяк. «Он у вас не «паленка»?», — спрашиваю. А девушка-официантка: «И вы шо! Такой пахнючий!». Теперь, когда туда заезжаю, то так и говорю: «Мне 150 граммов пахнючого». В пост не пью совсем. И вообще изменил свои взгляды на количество и качество. Лучше немного хорошего чего-то выпить, чем много неважного.
На этой философской ноте «спиртная» тема нашей беседы закончилась. Я уже собралась класть трубку, как Владимир Дмитриевич снова упомянул про дизайн интерьера магазинов и о парламентском буфете, из которого и начался разговор…
— Буфет — это не мое. Я вообще отношусь к учреждениям питания скептически. Вот в Киеве — нет почти ни одного ресторана, куда можно было бы пойти второй раз с уверенностью, что будет так же хорошо, как и в первый раз. Раньше раз или два в неделю ходили с женой в ресторан. Зашли в один, заказали морепродукты. Потом пришли туда снова, уже с дочками. И будто — в другом ресторане: совсем не то, и кухня уже не и… Пошли в еврейский ресторан. Приносят нам стейк, а на нем соль выступила. Икру подали в холодных блинах, и вдобавок сладких, и пахли они ванилью. Эта пища испортила мне настроение. Но из ресторана я вышел такой счастливый — весь вечер была прекрасная музыка. Два виртуозы скрипача такое выделывали, что я в жизни не слышал. Они мне Гимн Украины исполнили, «Реве и стоне Днипр широкий», «Полонез Огинского», «Танец с саблями», «Белые акации», даже «Бог, царя храни»… Пришли вкусно поужинать, а вместо вкусного ужина насладились замечательной музыкой.
— Домашнюю кухню уважаете больше, чем ресторанную…
— У нас воскресенье — семейный день, собирается вся семья, дети, зятья, внуки, все (18 человек). Это так объединяет… Прежде чем идти в церковь, готовлю семейный обод, ничего не пробуя, так как в церковь треба идти натощак. После церкви садимся за стол. Обязательно есть борщ. Его по-разному можно варить, пять видов — красный, светлый, зеленый… Можно в макитре готовить, в печи. Когда есть много овощей, то готовлю суп «Пожилая симфония». Это уникальное кушанье сам придумал. В ней — до 30 видов разных овощей.