Инфицированный может 15 лет носиться со своей болячкой и даже не догадываться, что когда-то ему перелили зараженную кровь.
Если вам переливали кровь, проводили оперативные вмешательства, делали пирсинг, маникюр, педикюр, если вы «сидели» на инъекционных наркотиках, если посещали не известные широкой массе частные стоматологические кабинеты и гинекологические «клиники», которые исчезли через три-четыре месяца после появления, если меняете половых партнеров чаще, чем ходите на базар, рекомендуем сдать анализ на гепатит. В 85% случаев заболевания «маскируется» под осеннюю депрессию, зимнюю хроническую усталость и весенний авитаминоз.
Организм не может бороться с инфекцией до бесконечности — рано или поздно развиваются осложнение. С этого момента болезнь можно считать неизлечимой — чем бы не кололся, какие бы пилюли не пил, не выздоровеешь. На этом этапе приходится бороться не за здоровье, а за жизнь. В 2-5 случаях со 100 в больных гепатитом диагностируют рак печени, а в 20-25 — цирроз. По данным ВООЗ, рак и цирроз печени каждый год забирают полмиллиона жизней…
Проникнув в печень, вирус примется штамповать свои копии — за счет внутренних механизмов клеток естественного «фильтра». Так развивается воспалительный процесс, который охватывает все больше участков «оккупированного» органа. Наиболее распространенные типы вируса — А, В, С, D и Е. Наименее изученные — G и F. Опаснейшие — В и С.
«Лечить гепатит нужно в условиях стационара, а не дома, — говорит заведующий отделения Львовской областной клинической больницы Игорь Мартынюк. — Считается, что в быту «легкие» формы гепатита (например, А или Е) не передаются, хотя вирус содержится во всех жидкостях человеческого организма. Чтобы процесс инфицирования состоялся, достаточно, чтобы возбудитель попал на поврежденную кожу или слизистую оболочку». Недаром гепатит называют «болезнью грязных рук» — если вода зараженная, если вирус осел на продуктах питания, а гигиеной пренебрегли, инфицирования не избежать.
Диагностировать гепатит не так уже и просто. Если больной чувствует себя уставшим не первый месяц: плохо спит, нервничает без причины, быстро утомляется, жалуется на скверный аппетит и ломоту в суставах, ему придется пройти комплексное обследование. Проще говоря — оббегать с десяток врачей. Хорошо, если натолкнется на специалиста, который «с порога» заподозрит гепатит. Инфицированный может носиться со своей болячкой 15 лет и даже не догадываться, что когда-то ему перелили зараженную кровь (до 1996 года донорскую кровь в Украине на гепатит вообще не проверяли!). А о неудачных «забегах» в «парикмахерскую за углом» можно ого сколько писать. «Даже не представляете, сколько людей инфицировалось в парикмахерских и спа-салонах! Риск «подцепить» вирус в этих учреждениях — сверхвысокий», — признает Игорь Мартынюк. Хотя в каждом 10 случае выяснить, как заразился человек, невозможно. Инкубационный период может длиться несколько месяцев, и в это время инфицированный продолжает посещать косметические салоны и стоматкабинеты… По неофициальной статистике, три миллиона украинцев или болеют гепатитом, или являются носителями вируса. 2 миллиарда людей (1/3 население планеты) инфицированные вирусом гепатита В. 350 миллионов — хронические носители гепатита В. 200 миллионов инфицированные гепатитом С…
За поиск антител вируса гепатита придется заплатить минимум 50-60 гривен. Поскольку этот анализ не дает достоверных результатов, врач направит пациента на ПЛР. Полимеразная цепная реакция «идентифицирует» возбудитель и автоматически определит его «классовую принадлежность». Уточнение предыдущего результата будет стоить не менее чем 60 гривен.
За курс медикаментозной терапии с соблюдением «золотого стандарта» придется заплатить несколько тысяч долларов. В отличие от Белоруссии, Польши, России, в Украине нет государственных программ по лечению гепатита. Надеяться на спонсорскую помощь или внимание благотворительных фондов напрасно. Единый выход — принять участие в научном эксперименте. Производители лекарства подвергают испытанию свой товар на людях. А подопытными кроликами становятся больные, которые потеряли надежду на исцеление…
«Стоимость лечения зависит от схемы лечения, а схема — от формы гепатита и его генотипа, — объясняет врач. — Самый дешевый интерферон стоит 3500 гривен. И это — недельная доза!» В среднем лечение гепатита обойдется в 10 тыс. $ (за год), препаратами последнего поколения — 24-25 тис. $ (продолжительность — от 6 до 18 месяцев). Курс лечения «золотым стандартом» — пегасисом и рибавирином — стоит 2000 $ в месяц (лечиться нужно год). Наиболее дешевый вариант медикаментозной терапии — в четыре раза более дешевый (продолжительность — 6-12 или 18 месяцев).
«Вылечиться может тот, кому по карману курс современной антивирусной терапии. Все другие — обречены, — говорит глава Инициативы помощи больным на вирусные гепатиты «Долкар» Виктория Онищенко. — Жители некоторых регионов лечатся за средства местных бюджетов. Но на целую область насобирается не больше 2-3 пациентов! Из госбюджета средств на лечение и диагностику не выделяют вообще. Молодежь увлекается тату, пирсингом — или знают они о передаче вируса через иглу? Нужны средства на просветительскую работу. Откуда их взять?! Никто не знает, как подойти к реформированию государственной системы здравоохранения — в таком жалком состоянии она находится».