26 марта 2025

На больных детей денег у государства не хватает

На больных детей денег у государства не хватает Лечиться за бюджетные средства в западных клиниках удается единицам, а нуждающихся есть десятки тысяч. «Проскочить» очередь можно, если прежде чем заболеть, отметиться перед государством — привезти золотую медаль с Олимпиады или одержать победу на «Евровидении». На днях Кабмин дал распоряжение Министерству здравоохранения выделить 550 тысяч гривен на лечение за границей известного актера театра и кино Богдана Ступки. Страницы социальных сетей запестрели возмутительными сообщениями: как это так, власть делит людей на касты! Одним спасают жизни, а другим — подписывают смертный приговор. В Украине есть десятки тысяч онкобольных, которые нуждаются в дорогостоящем лечении. Собрать за два-три месяца несколько сотен тысяч евро среднестатистическому украинцу, который живет от зарплаты до зарплаты, нереально. Если уже делить больных на категории, то по принципу: сначала — дети, потом — взрослые.

Таня Мацюк — 12-летняя девочка с Ивано-Франковска — заболела внезапно пять лет назад. Начала стремительно худеть, быстро утомляться, на теле появились кровоизлияния. Диагноз врачей ошеломил — «апластическая анемия», болезнь, несовместимая с жизнью. Костный мозг прекратил вырабатывать клетки крови… Медики сообщили: если не сделать пересадки, ребенок не выживет.

Летом 2010 года, после временной ремиссии, болезнь начала прогрессировать, появились проблемы с почками. К сожалению, никто из близких девочки не смог стать ее донором. А от неродного донора в Украине пересадок не делают. Сначала планировали везти девочку в Израиль — операция должна была стоить 130 тысяч евро, но возникли проблемы с поиском донора. Итак, пришлось ехать в Германию. В гамбургской клинике пообещали за одни-два месяца подыскать донора, но сообщили: трансплантация будет стоить 176 тысяч евро (это — без стоимости анализов и «подключения» к аппаратам в случае мажора). Родители Тани начали собирать средства. Волонтеры создали в социальных сетях группы спасения, привлекая десятки тысяч участников… Перечислять средства спешат не все — не доверяют банкам. Те, что уже подсуетились, и пожертвовали свои частные деньги, говорят, что банки «дерут» кругленькие комиссионные.

Сколько процентов «взыскать», руководство банка определяет на собственное усмотрение. Хотя брать комиссию за внесение средств на счета с назначением «Благотворительный взнос» банки не должны. Не по-человечески это. К слову, некоторые финансовые учреждения обслуживают благотворительные фонды и общественные организации бесплатно (если прежде чем открыть счет, предоставить соответствующий пакет документов).

Воспользоваться государственной программой «Лечение украинских граждан за границей» невозможно, так как если потянуть время еще немного, ребенок не выживет. «В пересадке костного мозга нуждаются в 300-400 человек каждый год, — говорит один из волонтеров Вадим Кравчук. — Человек, услышав диагноз, бросается к врачам, а те ему — в лоб: «Нужно делать пересадку. Операция будет стоить 200 тысяч евро». И что больной делает? Становится в социальную очередь — сороковым, пятидесятым… Через 3-4 года приходит депеша с МОЗа: «Готовьтесь к трансплантации». Но поздно — пациент уже умер. Чиновники умывают руки — сделали все, что могли». Вадим рассказал, как год назад организовал сбор средств для больного 18-летнего мальчика: «Насобирать на лечение ребенка легче. Совершеннолетние на помощь могут годами ждать. Так и с тем мальчиком произошло — не дожил». Лишь четверть больных могут надеяться, что им пересадят костный мозг в Украине, от родного донора. 75% пациентов сушат головы над тем, как попасть в немецкую, итальянскую или израильскую клинику. «Даже если у вас есть деньги, не думайте, что все так просто — сел и поехал. Нужно договориться с конкретной клиникой, конкретными врачами, — объясняет Вадим. — У них там — своя очередь, и будут лечить они, прежде всего, своих граждан. Абсолютно бесплатно, кстати». Недостаток в больничной кассе компенсируют украинцы. «Они на нас зарабатывают — и имеют на то право. Белорусы и россияне бесплатно пересаживают костный мозг своим гражданам — и от родных, и от чужих доноров. Но ехать в Белоруссию невыгодно. Трансплантация в белорусских клиниках стоит столько же, сколько в немецких. В русских — дешевле, тем не менее, качество оставляет желать лучшего, — говорит волонтер. — В Украине бесплатную пересадку от родных доноров делают лишь детям в «Охматдите». Но в больнице не хватает мест, да и родителям приходится доплачивать за трансплантацию». Сама операция является «минутным» делом. Костный мозг донора вливают через капельницу в вену реципиента. Более «громоздкой» процедурой является химиотерапия и реабилитация, которая может растянуться на несколько месяцев. Поиск донора входит в стоимость лечения и стоит в среднем от 10 до 15 тысяч евро. Ищут его среди иностранных граждан — украинцы не имеют доступа к мировой донорской базе.

Волонтер подсчитал: если бы в Украине делали пересадки костного мозга от чужих доноров, один пациент обошелся бы государству в 100 тысяч гривен…

Добавить комментарий