Руководитель одной из наибольших отечественных IT-Компаний считает, что успех фирмы — удачно подобранная команда
В прошлом году компания Exploring Global Frontiers назвала Львов одним из будущих мировых центров IT-Индустрии. Уже сегодня здесь работают несколько мощных компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения, так называемого в народе — Софт. Работают они в основном на заграничный рынок, поэтому люди временами даже не догадываются, что иностранные программы, которыми они пользуются, на самом деле созданы в Украине. О своем секрете успеха рассказывает генеральный директор компании «Элекс» Алексей Скрипник.
— Сегодня компания является одной из наибольших аутсорсингових компаний в Украине. С чего начинался ваш бизнес?
— Начинали мы в 1991 году как маленькая научно-техническая компания. Тогда нас было четверо работников. Отец занимался исследованием аналитических систем, в том числе для энергосистем атомных подводных лодок. Те разработки, которые применялись в военной сфере, мы старались ввести для использования в повседневной жизни. Позже в энергетической сфере Украины начался кризис, и мы увидели, что на энергетике прожить не сможем. Тогда мы начали разрабатывать программное обеспечение для малых и средних предприятий. В 1998 году на конкурсе «Софтрега-И-98» «Элекс» было признано наилучшей софтверною компанией в Украине, хотя к тому времени мы едва сводили концы с концами. Клиенты были, но они не имели чем платить, итак компания решила попробовать свои силы за границей. Заказчиков нашли быстро, и «Элекс» начал разрастаться. С 10 человек в 1998 году мы «выросли» до почти четырехсот на 2010 год. Теперь имеем несколько направлений бизнеса: разрабатываем программное обеспечение, создаем собственные продукты, занимаемся локализацией, имеем студию веб-дизайна…
— Кто на сегодня является вашими основными заказчиками?
— В основном это американские компании. Также разрабатываем проекты по электронному самоуправлению для английских городов. Заказы с Украины представляют около 5-10%. Несколько лет назад, когда решили попробовать частично вернуться в Украину, стало понятным, что в Украине нас почти никто не знает. Тяжело было возвращаться на отечественный рынок еще и потому, что в Украине нужно смотреть не только на платежеспособность заказчиков, а и на их адекватность — так как бывает проще самим заплатить клиенту, чтобы только не иметь с ним дела. Но понимаем, что являемся гражданами этой страны, этого города. Видим, например, что Львов нуждается в том же электронном самоуправлении, поэтому некоторые проекты делаем, не считаясь с тем, насколько они коммерчески выгодны.
— Какими своими разработками гордитесь более всего?
— «Доктором Элексом». Это в самом деле первоклассная программа, которая позволяет автоматизировать деятельность всей клиники, начиная от работы с рентгенами-аппаратами, кардиографами, лабораториями и заканчивая приемом у врача. Она помогает навести порядок в клинике. Одним из первых проектов была автоматизация клиники для Владимира Козявкина в Трускавце. Он первым из наших медиков начал работать по европейским стандартам. В его клинике эта система работает с 1997 года вплоть до сегодня — без единого сбоя.
Ныне работаем с многими частными клиниками, помогаем им наладить бизнес. Но автоматизация — это средство, а не цель. Она должны упрощать, улучшать работу, а не наоборот. Некоторые вещи вообще лучше делать «по-старому». Например, у меня все стратегические планы выписаны на обычной «школьной» доске. Вопреки тому, что в компании на одного человека приходится по два компьютера, много кто из наших менеджеров использует такие настенные доски…
Мы также разрабатываем программное обеспечение для создания сложных и эффектных трюков в фильмах. Т.е. это не 3 D-Эффекты, а реальные съемки, так как умный зритель все же таки хочет видеть живое кино. В компании Sony Pictures есть большой перечень фильмов, в которых использовали наши разработки. Например, «Квант милосердия», «Спайдермен»… Но это — побочный продукт. На самом деле эти системы предназначены для управления огромными шоу, в которых используется свет, звук, иногда вода, где есть необходимость страховать каскадеров, обеспечивать синхронную и бесперебойную работу всех элементов. Сейчас обеспечить такие шоу готовы лишь Лас-Вегас, Калифорния, Токио… В Украине такие системы негде использовать.
— Как подбираете людей, которым доверяете такие проекты?
— Не спрашиваем, что человек может, — мы проверяем. Программистам даем возможность написать достаточно серьезный проект, тестерам — найти как можно больше ошибок в сложной программе. Когда я выбирал помощников, кандидаты должны были написать эссе «Как оптимизировать работу генерального директора» на английском языке.
Часто ко мне обращаются знакомые или просто чиновники с просьбой «посмотреть» детей, родственников, родственников их родственников. Не отвечаем отказом никому. Условие единственное — тот человек должен пройти наше тестирование. Если успешно пройдет — я готов тому чиновнику еще и бутылку выставить, так как найти хорошего специалиста на самом деле очень тяжело. Я и своего сына принял на работу только после того, как он сдал наш экзамен.
— Львов считают одним из центров аутсорсинга в самый раз из-за того, что здесь выпускается много специалистов в сфере ІТ.
— К сожалению, на сегодня лишь 10-15% выпускников высших учебных заведений отвечают требованиям, которые ставит бизнес, ориентированный на европейский уровень. Я два года искал среди выпускников специалистов по финансовому менеджменту. Нашел в Тернополе. Во Львове 30% выпускников имеют экономические специальности, но уровень их подготовки очень низкий. Мы имеем офисы в Тернополе, Ивано-Франковске, Кременчуге потому, что во Львове не хватает специалистов. К нам часто приходят дети-победители разных олимпиад, конкурсов. Я им говорю: «Вы легко можете найти компанию, где будут говорить «какой ты умный». Но «Элекс» — компания, где рядом будет многие люди, умнее вас, и вы будете испытывать постоянную необходимость расти и развиваться». Нам удается выживать благодаря тому, что в начале создания компании мне удалось подобрать людей, существенно умнее меня. Когда знаешь, что у тебя работает как минимум пять гениальных ребят, не можешь позволить себе расслабиться.