Его в 1996 году указом внедрил тогдашний президент Леонид Кучма День украинского кино. Праздник есть, а вот где украинское кино и как оно выглядит? Посмотреть в кинотеатре украинский фильм — нет, о новинках на DVD — тоже речь не идет. В 2009 году на развитие украинского кинематографа из госбюджета было выделено 4,3 млн. грн., тогда как в России, к примеру, 2 млрд. руб. (около 520 млн. грн.). В этом году госбюджет «расщедрился» на обещание — 50 млн. грн. — на создание и распространение фильмов национального производства и расходы Государственной службы кинематографии. Что с того украинское кино получит — покажет время… Или есть что праздновать в День украинского кино, выясняла корреспондент, поинтересовавшись у извстных украинских режиссеров, насколько комфортно им существовать в украинском просторе и существует ли сейчас украинское кино как такое?
Михаил Илленко, режиссер фильмов «Одноразовая вечность» (2002 г.), «Седьмой маршрут» (1997 г.), «Фучжоу» (1993 г.)
Если говорить персонально о моей работе, то живется плохо. Уже три года снимаю фильм «Тот, что прошел сквозь огонь» — об уникальной личности Ивана Даценка, который был фронтовым пилотом, ассом, попал в немецкий плен, потом в ГУЛАГ, откуда убежал, и стал вождем племени индейцев в Канаде. Деньги то есть, то их нет. Ленту финансирует Министерство культуры и независимый продюсер. Продюсер все, что от него зависело, сделал, а Министерство говорит: «Денег нет, когда будут — неизвестно». Вот недавно выдали денег на пять рабочих дней, мы их отработали, а что дальше — неизвестно… Стоим, ждем. А кино — это же не мотоцикл. Да и мотоцикл, если его на полтора года поставить и не подходить к нему, не поедет. Так и фильм. Полтора года ничего не снимали, теперь нужно как-то его реанимировать.
И не все так плохо. Сейчас много молодых и абсолютно адекватных специалистов всех уровней. Они могут не просто работать в украинском кино, а и создать настоящий взрыв. Жаль, что им не дают шанса, так как все заполнено иностранной продукцией. Вот посмотрел и почитал отзывы на фильм Тор и прихожу в недоумение. В конце концов, украинское кино существует на уровне: «Сколько сам сделал — столько его и будет».
Олесь Санин, режиссер фильмов «Перебежчик» (2007 г.), «День седьмой» (2005 г.), «Мамай» (2003 г.)
У меня — все прекрасно. Все время что-то снимаю: маленькое кино, большое кино… Правда, потом тяжело достучаться к людям этими лентами, так как никто их не показывает, не популяризирует. Надеяться на государственную помощь? Когда окончательно потерял надежду на это, стал лучше чувствовать и даже больше работать. Никаких иллюзий по поводу активного участия государства в развитии украинского кино у меня нет. Оно всегда существовало на периферии государственных интересов, вместе с тем получало международные награды и признание. Раньше думал, что это от того, что власть просто не знает, что этому нужно уделять внимание. Что нужно общаться с чиновниками, говорить, что это важно. Думал государственной политики в области культуры нет… Теперь знаю — есть. Просто она состоит в том, чтобы уничтожать все культурное или украинское…