Бой Кличко — Хэй станет первой за последние двенадцать лет встречей на ринге действующих чемпионов мира в супертяжелом весе.
Рано или поздно, а таки наступает черед отвечать за свои слова. В ночь со второго на третье июля на стадионе немецкого футбольного клуба «Гамбург» состоится долгожданное противостояние между Владимиром Кличко и Дэвидом Хэем (David Haye) из Британии. Ажиотаж вокруг спортивного события настолько высок, что в огромном пресс-ложе арены уже не хватает места для аккредитованных журналистов. Как же: на кону стоят сразу четыре пояса чемпионов мира — три (версии WBO, IBF и IBO) от Владимира и только один (WBA) со стороны уроженца Лондона. Для абсолютного доминирования в супертяжелом весе семейству Кличко не хватает только «скальпа» Хэя.
За несколько дней до начала знакового события Хэй опять не по-джентльменски закапризничал. Не понравился ему американский рефери Хенаро Родригес, который аж четыре раза обслуживал поединки с участием соперника (в том числе неудачный против Корри Сандерса). Не исключено, что сегодня-завтра «Хеймейкер» усомнится в надлежащем качестве боксерских перчаток Кличко-младшего, а напоследок раскритикует цвет ринга и негостеприимность немецкой публики. Такая уж натура человеческая — раздувать ажиотаж вокруг собственной персоны, чтобы после момента истины оставить след в истории хотя бы на год времени. Опытный стратег, Владимир уже привык к грязным словесным атакам оппонента, поэтому процесс тренировки в австрийских Альпах проходил без малейших психологических потрясений и по четко установленному графику. Сотни километров кросса, тонны железа, поднятого в тренажерном зале, и, конечно, множество раундов спаррингов — Доктор Стальной молот готов «ответить» Хэю «по полной программе».
Хеи были всегда
Столкновение амбиций и боксерских школ, жесткая схватка по принципу «пан или пропал» — несмотря на обилие перспективных геркулесов, спортивный мир уже и забыл, как выглядит объединительный бой в самой престижной весовой категории. «Чудовище с Востока» Николай Валуев накивал пятками от братьев Кличко почти четыре года, Корри Сандерс и Султан Ибрагимов оказались калифом на час, американскому «малышу» Джону Руизу хватило здравого смысла не подвергаться ударам крепких кулаков настоящих нокаутеров, Леннокс Льюис решил уйти на пенсию с высоко поднятой головой — а больше чемпионов в XXI веке и не было. Другое дело — вторая половина века прошлого, когда «битвы королей» происходили чуть ли не ежегодно и сопровождались не менее громкими заявлениями (а то и угрозами). Так в 1967-ом обладатель пояса по версии WBA Эрни Террел вел себя почти так же, как и Дэвид Хэй. Называл чемпиона по версии Всемирного боксерского совета Касиус Клеем (хотя тот уже давно принял ислам и именовал себя не иначе, как Мохаммед Али), обещал опустить победителя Олимпиады в Риме на колени не позднее шестого раунда … Последний терпел ровно до вечера шестого февраля — и ошарашил дерзкого соперника в прямом и переносном смыслах слова. Оба глаза Террел заплыли от многочисленных пропущенных ударов, а разгоряченный Али не уставал бросать вдогонку ироническое: «Как меня зовут?». Для восстановления сломанной надбровной кости бедному Эрни той же ночью понадобилось хирургическое вмешательство, а чемпионский титул был утрачен навсегда.
Что касается «лучшего боксера века» по версии ВВС, то его гегемония на профессиональной арене была бесспорной до начала военной интервенции США во Вьетнам. Отказавшись брать в руки оружие по религиозным убеждениям, Али получил трехлетнюю дисквалификацию и выйти на пик физической готовности уже не сумел. Однако в памяти миллионов болельщиков он и впредь оставался сильнейшим тяжеловесом планеты, поэтому бой с официальным чемпионом мира Джо Фрейзером стал событием номер один в мире бокса еще за полгода до его начала. Сначала мусульманин успешно гасил атакующие потуги соперника, однако ближе к середине боя заметно устал и начал все чаще прижиматься к канатам. Ситуация стала критической после пропущенного левого бокового, а в пятнадцатом раунде «большой и непобедимый Мохаммед» оказался в нокдауне. Американец нашел-таки силы встать, однако шансов избежать первого поражения в карьере у него было чрезвычайно мало. В итоге судьи единогласно присудили победу Фрейзеру, а специалисты назвали бой самым зрелищным со времени довоенной встречи легендарных Джо Луиса и Макса Шмелинга.
Белый против остальных
Спорт развивался бешеными темпами, поэтому наряду с тотальной его коммерционализацией появлялись и новые боксерские структуры. Как грибы после дождя: Международная федерация (IBF), Всемирная организация (WBO), Международная организация (IBO), отдельный пояс от профильного англоязычного издания «Ринг» … Авторитетные WBA и WBC вынуждены уступить влиянию, и чемпионов мира стало втрое больше. Однако качеству бокса подобный факт только навредил. Большие рыбины уверенно «пожирали» мелких, сознательно подбирали в соперники так называемое «пушечное мясо» и удовлетворено почивали на лаврах. Кто знает, сколько мог длиться «застой», если бы не Майк Тайсон. Ярый хулиган и скандалист, уроженец Нью-йоркского Бруклина не желал мирно сосуществовать с «динозаврами» и вызвал их на дуэль друг за другом. В 1986 году последним препятствием на пути к завоеванию полной коллекции поясов перед «Железным Майком» стал Тони Такер с титулом лучшего бойца по версии IBF. Двухметровый гигант долгое время избегал встречи с агрессивным противником, а когда таки вышел в ринг, то каким-то чудом сумел продержаться до финального удара гонга. Тайсон доминировал в большинстве из двенадцати раундов все еще остается самым молодым абсолютным чемпионом мира в истории профессионального бокса.
Последние два объединительные бои имели место двенадцать лет назад, а их участниками были одни и те же персонажи — настоящие символы мужского вида спорта на рубеже тысячелетий, Леннокс Льюис и Эвандер Холифилд. Сначала тяжеловесы разыгрывали свои артефакты в популярном ныне «Мэдисон Сквер Гарден». Победу британца увидели все, кроме судей и штаба оппонента. Подозрительная ничья сохранила за чемпионами их пояса, однако вызвала небывалый общественный резонанс. Тренер Льюиса Эмануэль Стюард (ныне — наставник Владимира Кличко) собирался было даже федеральное расследование по этому поводу инициировать, однако соломоновым решением в решении конфликта стала договоренность о матче-реванше. Теперь уже в Лас-Вегасе. Земляк Дэвида Хэя сразу бросился преодолевать несправедливость, и если бы руки у Холифилда были хоть на пять сантиметров длиннее, в седьмом раунде зрители увидели бы в горизонтальном положении именно англичанина. Страшной силы левый джеб попал Ленноксу в подбородок и заставил того хаотично пятиться. По иронии судьбы, именно представитель США диктовал условия игры в ринге, а Льюис опасно контратаковал. Тройка судей не оценила активности Эвандера и дружно отдали победу европейцу. Отчасти, как компенсацию за мартовскую несправедливость.
Говорить о матче-реванше пары Кличко-Хэй пока рано: все будет зависеть от особенностей первого его сюжета. Сфокусирует Владимир застоявшуюся энергию в кулаках, выбьет из «джентльмена» всю спесь в стартовых раундах. В противном случае возможны варианты. 44-летний Майк Тайсон уже определился с победителем: «У Хэя практически нет шансов. Он слишком мелкий для этой весовой категории и не прошел достаточной проверки боями. Следовало драться с молодыми, голодными соперниками, а Дэвид бегал от канатов до канатов с престарелыми Валуевым, Руизом, Барретом».
Николай РАШКЕВИЧ.