Похоже, городские чиновники решили всерьез заняться внешним видом Львова.
Не успели в мэрии объявить «войну» несанкционированно расклеенным объявлениям, как взялись за очистку стен от граффити. Чтобы райтеры не разрисовывали памятники архитектуры, городские власти готовы выделить им специальные места, где они смогут реализовывать свои таланты. По предварительным данным, это могут быть двор на площади Соборной, 17, улицах Фредра, 1, и Городоцкой, 45, а также детскую площадку на улице Кирилла и Мефодия, 23.
По словам главы Галицкой районной администрации Ирины Маруняк, в центре много домов обрисованы аэрозольной краской. В прошлом году потратили 34 тысяч гривен только для того, чтобы зарисовать те надписи. Восстановление одного квадратного метра фасада от нанесения посторонних красок стоит пятьдесят гривен. К большому сожалению, повреждается не только внешняя штукатурка, но и уникальные лепнины и карнизы, ведь краски проникают настолько глубоко, что нужно оббивать штукатурку, чтобы от них избавиться. Отметим декоративная штукатурка стоимость нанесения которой довольно таки недешевая также страдает от рук вандалов.
Чтобы в дальнейшем на архитектурных шедеврах нашего города не появлялось граффити, в учебных заведениях проводят разъяснительную работу — ведь вред наносят в основном подростки. Предпринимателям, которые занимаются продажей аэрозольных красок, направлены письма, в которых городская власть просит не продавать этих красок несовершеннолетним. А в будущем в центре города планируют установить даже камеры наблюдения!
За изменение архитектурного вида домов виновники должны платить штраф в размере от 5 до 10 необлагаемых минимумов, но поскольку разрисовывают город в основном несовершеннолетние, привлечь их к ответственности трудно. Хотя винить во всем только подростков не стоит. Как отметил начальник милиции общественной безопасности РО ЛГУ УМВД Владимир Лейник, встречаются случаи недобросовестной конкуренции. Например, владелец одной фирмы за несколько гривен нанимает «художников», чтобы те расписали только что отремонтированный фасад соседа.
После того, как улицу Лермонтова переименовали в улицу Дудаева, почти в течение года первые этажи домов расписывали старым названием. Вряд ли это работа ребятишек. Как и антисемитские и другие ксенофобские надписи. Непонятно также, почему ответственность за них пытаются перевести только на «граффитчиков», а не на нездоровых активистов некоторых организаций.
Интересно, что на «круглый стол», на котором обсуждали проблему граффити на памятниках архитектуры, не пригласили ни одного райтера. Да и до самого граффити, похоже, чиновники относят даже надписи типа «Леся + Рома». Чтобы чиновники поняли, что граффити — это все же искусство, советую прокатиться на электричке Львов-Сыхив и рассмотреть рисунки, которые украшают заборы вдоль пути. Чтобы нарисовать их, райтеры специально готовят эскизы, а на создание самого рисунка идет порой несколько дней. Кстати, известный кинорежиссер Кшиштоф Занусси известную теперь фразу «Жизнь — это заразная болезнь, передающаяся половым путем и заканчивается смертью» вычитал именно на заборе.
С тем, что порядочный райтер никогда не рисовать на памятниках архитектуры согласилась и и.о. начальника охраны исторической среды городского совета Лилия Онищенко: «Это молодежь, которая хочет и может творить. Она может сделать наш город лучше, ведь есть куча отвратительных заборов, стен, некоторые здания даже нужно обрисовать. Так почему бы не позволить райтерам взяться за них?».