17 марта 2025

Украинцы готовы рисковать здоровьем дабы не потерять работу

Почему на украинских предприятиях до сих пор гибнут люди, а руководители скрывают случаи производственного травматизма?..

В последнее воскресенье августа в Украине отметили День шахтера. К сожалению, о шахтерах вспоминают преимущественно тогда, когда происходят несчастные случаи на шахтах. Горняки — одна из самых опасных профессий в Украине. Но не единственная. О том, в каких условиях работают украинцы, чем маскируют производственные травмы бытовыми, избавляясь таким образом компенсаций, в разговоре с руководителем теруправления Госгорпромнадзора во Львовской области Юрием Царик.

— Как часто происходят несчастные случаи на производстве?

— Такие случаи нередки, хотя все же есть тенденция к уменьшению производственного травматизма. Скажем, в 2000 году в Украине было более 1000 смертельных случаев на производстве. В нынешнем — 388. Не сказал бы, что только из-за уменьшения производства. Если у ГП «Львовуголь» (а именно на угольных предприятиях всего несчастных случаев) ранее добывали 10-12 тысяч тонн угля, теперь — 8. Думаю, ситуация улучшилась из-за того, что руководители предприятий стали более ответственно относиться к безопасности труда на производстве. Свою роль играет Закон «Об охране труда», где статьей 13 на работодателя возложена ответственность за создание на рабочем месте безопасных условий труда. Ведь состояние охраны труда влияет практически на все показатели качества жизни: продолжительность жизни людей, состояние их здоровья, а также сохраняются производственный фонд, недра, — цитирует издание myfin.by.

С 15 июня вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины относительно усиления ответственности за нарушение требований законодательства об охране труда и охране недр». Законом предусмотрен минимальный размер административного взыскания на работника предприятия — 68 гривен и максимальный — 170 гривен, на должностное лицо, соответственно, 340 и 1700 грн.

Когда минимальный штраф составлял 84 гривны на руководителя и 34 гривны на рабочего, работники игнорировали технику безопасности. Ранее работники не брали респираторов, перчаток — даже если они были. Нынешний размер штрафов уже существенно влияет на ту сумму, которую он принесет домой. Украинский менталитет таков, что нас надо заставлять заботиться о собственной безопасности. Но все же личная ответственность возрастает, поскольку каждый хочет вернуться домой живым и здоровым. Особенно это заметно среди молодого поколения.

— Где лучше придерживаются безопасности труда — на государственных или на частных предприятиях?

— На частных. Там придерживаются и технологических процессов и правил безопасности труда, поскольку понимают, что травмированный работник принесет больше убытков, чем затраты на средства защиты. На строительных площадках, где работают частные организации, все ходят в касках, спецодежде, спецобуви, имеют рукавицы и другие средства защиты. Раньше такого не было. К сожалению, государственные предприятия немного отстают в этом плане.

— Кроме угольной промышленности, работа в каких отраслях опасна?

— На железнодорожном транспорте, в агропромышленном комплексе. А в этом году из-за жары в Украине было много смертельных случаев на водоканалах. Люди, которые работали в траншеях, колодцах, погибали, отравившись опасными газами. Чтобы опуститься в колодец, работник должен одеть респиратор, чтобы защититься от вредных испарений. К сожалению, они этого не делали.

— Нередко можно увидеть, что люди по дороге на работу или в обеденный перерыв успевают выпить 50 граммов. Если на производстве травмируется человек, который был «под мухой», то кто отвечает?

— В любом случае будет проводиться специальное расследование комиссией Госгорпромнадзора. Виноват и работник, и руководитель, который допустил его к выполнению рабочих обязанностей в таком состоянии. Если работник погиб (а таких случаев немало), компенсацию семье Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве все равно выплачивает. Недавно был случай, когда электрик-монтер после окончания рабочего дня полез на столб линии электропередач, нарушив все нормы допуска на выполнение таких работ, и был поражен током. Он погиб. Ведется расследование относительно того, как этот случай квалифицировать, ведь произошел он уже в нерабочее время. От этого зависит, получит ли семья компенсацию.

— Если человек травмировался на работе, а еего просят указать, что он порезался или упал дома, что делать в таком случае?

— Мы имели в начале года ситуацию, когда на шахтах ГП «Волыньуголь» в течение незначительного периода резко снизился производственный травматизм — с 54 случаев до 17. Это насторожило. Вместе с профсоюзами расследовали эту ситуацию и обнаружили несколько случаев, когда были указаны абсурдные объяснения относительно того, как человек получал ту или иную травму. Все это из-за боязни работника потерять работу, ведь в большинстве случаев травмировался из-за собственной неосторожности. Теруправления расследует даже случаи десяти — или пятнадцатилетней давности. Когда человек не сообщил, что травмировался на производстве, а потом увидел, что последствия все же сказываются и приходится годами лечиться. Вот тогда уже пишут заявление к нам с просьбой провести расследование. В большинстве случаев заявления пишут после того, как уволились. Хотя бывает, что обращаются и люди, работающие, но руководитель отказывается выдать акт о производственном травматизме (так называемый Акт Н1).

— Как часто люди жалуются на условия труда, на то, что руководство пренебрегает их безопасностью?

— Очень редко. Прежде всего, из-за того, что при приеме на работу работник подписывает документ, что он ознакомлен с условиями труда. Сейчас в теруправлении есть одно заявление от работника фирмы «Онур», который жалуется, что получил травму из-за того, что не был обеспечен средствами индивидуальной защиты. Если руководитель дает работнику наряд на выполнение работ, которые могут повредить здоровью, то он имеет право отказаться от такой работы. Но у нас человек быстрее избавится здоровья, чем работы.

Зиновия Воронович

Добавить комментарий