Среди жилых домов на улице Ангарной (район Левандовки), корреспондент отметила машину, на которой было написано: вода «Моршинская»
В районе Сихов воду развозила другая машина с надписью «Трускавецкая». Решила узнать, что за «товар» покупают жители и сколько за него платят? Чаще водовозка появляется в этих районах в выходные дни. Как выяснилось, это не минеральная вода, а лишь столовая, очищенная, питьевая.
Заведующий городским отделением гигиены питания Олег Ардан говорит, машины которые развозят воду в цистернах, во Львове не зарегистрированы. «Это собственность частных лиц, которые эту воду разливают и реализуют. В городской санстанции делали отбор этой воды, проводили бактериологические исследования. Вода соответствует санитарным нормам, ни одного нарушения зафиксировано не было. А вот химический анализ воды производится только в Одесском институте курортологии минеральных вод».
По словам Олега Ардана, специалисты санстанции не могут проверить состояние цистерны внутри, потому что она опломбирована, производитель наполняет ее водой и везет на продажу. Разрешения на реализацию воды и паспортизацию транспорта выдают в областной санстанции.
Заведующая отделом гигиены питания областной санэпидемиологической станции Оксана Кудла говорит, что во Львове работают два частных предпринимателя, которые развозят воду по городу — частный предприниматель О.Мищук (Стрыйский район, село Дулибы). Он привозит воду из Стрыйского района. А также компания «ЮА», директор Я.Шевчик (Яворов), который привозит воду Яворивского района.
«Лицензии на продажу этой воды не нужно, — говорит Оксана. — В Министерстве здравоохранения предприниматель должен зарегистрировать и согласовать технические условия на добычу воды, а также получить заключение санитарно — эпидемиологической экспертизы. Цистерны проверяют перед наполнением воды».
Санитарный врач отметила, что эта вода может находиться внутри машины не более шести часов. В удостоверении вписывают время, когда воду заливали в цистерну. По словам Оксаны, специалисты санитарной службы периодически исследуют воду, которую продают машины. Сейчас нарушений зафиксировано не было.
К сожалению, Оксана Кудла отказалась сообщить корреспонденту контактные телефоны предпринимателей, торгующих водой во Львове. Не зарегистрированы они и в службе справки города Яворов.
Коллеги-журналисты видели, как поздно вечером по дороге на Стрый на трассе стояла машина с надписью «Моршинская», из которой воду выливали на обочину. И это в городе, который издавна страдает от дефицита воды!
Пресс-секретарь «Львовводоканала» Ульяна Горбатая рассказала, что предприятие не имеет отношения к торговле водой из машины. Этот вопрос контролирует отдел по защите прав потребителей, управления промышленности и предпринимательства городского совета.
Интересно, что цистерны на колесах с надписью «Моршинская» не имеют никакого отношения к производителю моршинской воды. Это выяснилось в разговоре с руководителем отдела связей с общественностью IDS GROUP Дмитрием Олтаржевским (Объединение производителей и дистрибьюторов «Моршинская» и «Миргородской». — Авт.). По его словам, два года назад компания доставляла воду львовянам в автоцистернах, но отказалась от этого. «В компании появились большие технические возможности, — говорит Дмитрий, — поэтому теперь поставляем качественную бутилированную воду, а также развиваем направление доставки воды для кулеров (фильтров для воды). Предприниматели поблагодарили корреспонденту за сигнал: сказали, что будут разбираться с «плагиаторами».
Цена и качество воды в нашем городе несовместимы. Мы поинтересовались у специалистов, включены в тариф на воду.
По словам Ульяны Горбатой, самая большая составляющая тарифа — электроэнергия — 38%. Заработная плата составляет 14%, уплата налогов — 12%, а также затраты на хлорирование воды, горюче-смазочные материалы Sitala, обслуживание спецтехники, насосных станций и десятки других расходов.
Госпожа Ульяна отметила, все эти расчеты — прозрачные, их контролируют управления инженерного хозяйства Львовского горсовета, финансовое управление, инспекция контроля за ценами, Антимонопольный комитет. Включение «левых» расходов невозможно, убеждает пресс-секретарь.