Украинку — владелицу бара «Эль мохито» в испанском селе Торревьеха я нашла случайно. В воскресенье у террасы, где мы пили кофе, двое мужчин разговаривали по телефону с семьей с чисто галицким говором.
Владелица террасы, прочитав недоумение на моем лице, объяснила: это украинцы, которым принадлежит бар по соседству на улице Норвежской. Пять владельцев до них сменилось — скандинавы, латиноамериканцы, а украинцам удалось вывести экзотический бар «Эль мохито» из упадка… Владелица бара Мария Ваврик (Тимофей) рассказала, что была у нее работа в Красноярске медсестрой, а потом в Черткове Тернопольской области тоже работала медсестрой. Вышла замуж, родила дочь, начала строить в селе возле райцентра свой дом, не стало хватать денег. Муж отправился в Испанию на заработки. Нелегалом. Через месяц «стянул» к себе жену.
А в 2001 году попали под массовые легализации эмигрантов в Испании и через 1,5 года забрали уже на законных основаниях свою шестилетнюю дочь.
— Скука за ребенком была более тяжелой, — признается Мария, — чем ад, в который я еще и «по блату» попала. Полгода в Испании искала работу: днем ходила в кафетерии, предлагая свои рабочие руки, вечером учила с помощью украинско-испанского разговорника и местного телевидения язык.
Жарить мясо на кухне, когда на улице жара + 35, — настоящий ад. Но именно такую работу мне нашли, наконец, через украинских рабочих — строителей, в том кафе где они обедали.
Различные трудности, которые пришлось пережить, добавляли мне упрямства, — говорит. — Какие трудности? Хозяин мог отменить отпуск, когда я уже предупредила семью и имела билеты на самолет. Напарница устраивала интриги, потому что завидовала: как это чужеземка имеет такую же плату, как она, испанка. Правда, хозяин, несмотря на всю свою жесткость и произвол, зарплату выплачивал исправно и честно. Затем Мария доросла до должности бармена, на ходу осваивала кассовый аппарат, старалась изо всех сил. А два года назад решилась, прочитав объявление в газете об аренде бара, взяться самостоятельно за малый бизнес в чужой стране. Взяв в аренду «Эль мохито», еще продолжала с перепуга работать на старой работе, к которой привыкла за семь лет. Начала работу в своем баре с… Интернета.
Нашла рецепт кубинского коктейля «Эль мохито»… Недаром бар имеет именно такое кубинское название…
Бар спасла не только эта «изюминка» украинки Марии Ваврик. Зная особенности жизни курортного городка, новая хозяйка сделала, в отличие от многих близлежащих кафетериев, экспресс-завтраки. Готовила испанские бутерброды в баре, изменила расписание его работы, чтобы посетителям было удобнее.
Кроме этого, ввели в меню приготовления блюд испанской и скандинавской, английской, французской и русской кухни на заказ. Поваром наняла молодого испанца, который обладает не только поваренным делом, но и компьютером. Местный, он еще и умеет разобраться, когда кто-то из клиентов перебрал лишнего.
— Может, и с контролирующими органами испанцу легче договориться? — Намекаю на привычные для нас обстоятельства.
Она понимает, о чем идет речь, и решительно говорит: «Здесь такого нет. Работаем почти два года. Были проблемы с ведением документации, пожарными требованиями и кассовым аппаратом. Но контроллеры разобрались, подсказали, как сделать, дали срок и устное предупреждение. Никаких других «благодарностей», кроме устного «…Грасиас», не принято.
В Украину Мария Ваврик пока не собирается по нескольким причинам. Ее родственница работает, как и она когда-то, медсестрой и за тридцать лет стажа имеет зарплату 100 евро в месяц.
За такие деньги трудно прокормить семью, не то что квартиру купить или построить дом.
Брат Марии потерял в Украине работу и тоже приехал в Испанию на заработки. Помогает ей и еще подрабатывает с мужем на стройке. Дочь за шесть лет привыкла к испанской системе обучения…
Ольга Лобарчук