Если вы фанат различных экскурсий и пеших прогулок, любите узнавать неизвестные ранее интересные места родного края, то 12 — часовая живая история быта немцев в Галиции именно для вас. Наш корреспондент решил на себе испытать новую экскурсию «7 немецких колоний у Щирца».
Выезд со Львова экскурсионным автобусом произошел с немецкой пунктуальностью — ровно в 8 часов утра. Те, кто думал, что будут скучать до приезда на первый объект тура, были приятно удивлены — два профессиональных гида, Ганс Кристиан Хайнц и Николай Майданський, тут же начали рассказывать о длительных взаимоотношениях украинцев и немцев. Поэтому группа даже не заметила, как быстро пролетело время до прибытия на первый пункт экскурсии — поселение Одинокое. Здесь на распутье примостился старый колодец, который сейчас уже не функционирует, а когда-то из нее черпали воду до 15 семей. Немцы всегда строили свои поселения геометрическими квадратами в виде шахматной доски. В противовес украинским селам, которые «раскинулись небрежно», по словам Леси Украинской, часто в долинах и вблизи рек, немецкие колонии возникали на холмах. Немцы считали, что там здоровая атмосфера, ведь в долинах воздух застаивался, и когда болел кто-то один — болело все село. Поэтому колодцы копать на гористой местности было не так просто.
Здесь же, в Одиноком, мы посетили остатки немецкого кладбища, где были похоронены немцы, жившие на этом хуторе с 1783 — го до 1939 г. Об этом сообщал очень похож на автомобильные знаки щит, кстати, единственный из всех последующих осмотренных кладбищ. Здешний житель Лучко Александр рассказал, что сам заказал этот знак в автодорожном техникуме, а чтобы написать текст не только на украинском, но и на немецком, ходил к переводчику (хороший украинский переводчик). Таким образом, хотел уберечь остатки кладбища, ведь пьяницы постоянно срывают сетку и все металлические предметы, которые найдут. Как-то даже практиканты — трактористы раскопали могилу — думали, немцы все свое добро в гроб клали. Тогда господин Александр и решил поставить этот знак, хотя опасается, чтобы и его на металлолом не сдали. sexprice А для того, чтобы людям не казалось это кладбище заброшенным, косит здесь траву 2-3 раза в год.
В следующем пункте тура поселении Соколовка, в помещении тогдашней немецкой школы разместились почта и сельсовет, а в бывшем немецком народном доме теперь Дом «Просвещения». Экскурсовод Николай Майданский сомневается, что там проводятся какие-то культурные мероприятия, однако на выборах этот дом точно открывают. Здешнее кладбище разместилось за зданием детского сада и граничит с футбольным полем. Когда обращаю внимание господина Николая на это странное соседство, гид только улыбается. Говорит, видел кладбище даже рядом с ресторанами.
Третий из семи объектов — Щирец. Здесь гвоздем программы становится церковь Рождества Богородицы, в которой нужно подниматься по крутой лестнице. Гиды акцентируют внимание на рельефе ландшафте, рассказывают, там, где цивилизованная дорога, когда-то были оборонительные валы и рвы. Сама церковь также имеет ярко выраженный оборонительный характер. Окруженная каменной стеной с бойницами, двумя башнями — угловой и надвратной. Когда-то от церкви шли также подземные ходы, но сейчас некоторые участки рухнули. Церковь не раз разрушалась и страдала от военных действий. Существует легенда, что во время одного из нападений на церковь на ее куполе сидел такой ловкий пулеметчик, что его не могла достать вражеская пуля, ряды же неприятеля заметно редели. Тогда, чтобы все-таки убрать ненавистного пулеметчика, пушечным выстрелом разнесли весь купол церкви. Сегодняшний настоятель храма Рождества Богородицы говорит, что у него даже сохранилась фотография из тогдашних развалин. Также в Щирец чаще на склоне холма за церковью Рождества Богородицы размещено едва не единственное еврейское кладбище, которого не нашли немецкие оккупанты и поэтому не уничтожили. Говорят, Щирец получил свое название или от щербатых дорог, то ли от щебня, или потому, что здесь искренние люди. Убедиться в этом туристы могли на обеденном перерыве, а после отдыха двинулись дальше.
А дальше на маршруте было поселение Тернопольщины (не путать с Тернополем). По словам Ганса Кристиана, на месте бывшей немецкой вечерней школы планируют открыть музей, но пока помещения в аварийном состоянии. Во дворе сиротливо пустует постамент. Когда-то здесь был памятник Ленину, который все еще сохраняется в подвале помещения. В бывшем немецком народном доме опять же сельсовет, рядом — детская площадка. Привычные к таким экскурсиям дети начинают кричать: «Немцы приехали!». И действительно, сюда часто наведываются родственники тех, кто здесь когда-то жил. Пожилая жительница Тернопольщины даже уверяла, что 15 лет назад сюда приезжал человек, который когда-то выкопал здесь первый колодец. Николай Майданский был здесь с делегацией из Гамбурга в последний раз в 1997 году. Тогда еще работала мельница, а сейчас это только неприметное здание на углу улицы. Несколько лет назад возникла идея обустроить возле мельницы что-то вроде кафе, где продавали бы выпечку якобы с мельницы. Но идея осталась лишь идеей. Недалеко от мельницы — церковь, отстроенная на месте бывшей немецкой кирхи, однако немцы туда ни ногой. Оказывается, сооружение отстроили наоборот — там, где был алтарь, сделали вход в церковь. Ни один религиозный немец не согласится войти в храм по алтарю.
Следующим объектом туристы осмотрели поселение Липовку. При въезде на одну из улиц поселения создается впечатление, что ты переместился во времени и попал в аккуратный советский провинциальный городок — ровные аллеи, бетонные блочные дома по одну сторону, а с другой — старые немецкие дома. Один из них переделан под клуб, где в стиле советских стенгазет выведено надпись «Добро пожаловать». Чуть ниже разместилась застройка, на крыше которой устроена танцплощадка — это бывшая немецкая корчма. Ганс Кристиан уверен, что такому ухоженому виду поселение обязано офицерам, которые здесь жили.
В предпоследнем поселении, Красове, по экскурсионному маршруту осматривали памятник украинско — немецкой дружбы и небольшое кладбище. В Красове насчитывалось 16 немецких усадеб. Жители подсказали, что неподалеку Красова уникальная деревянная церковь, поэтому мы немного отклонились от запланированного маршрута. Храм построен по принципу синтеза галицких и гуцульских традиций. Галицкие церкви строились с тремя куполами, соответственно тремя частям церкви — человеческой, алтарем и притвором (место за алтарем). Гуцулы же строили храмы с одним куполом, но пятью частями, которые символизировали пять ран Христовых. Церковь же у Красова сочетает в себе пять частей и три купола.
Последним пунктом немецких колоний стало поселение Хоросно — Новое. Трясясь по грунтовой дороге, туристы могли из окна автобуса посмотреть на кирпичную конюшню, построенную еще в 1907 году. У Хоросно — Нового есть единственное кладбище, где частично сохранились каменные урны с надгробий, однако долго рассматривать их туристы не могли, потому что начался ливень, и все быстренько вернулись к автобусу. В экскурсионном письме было указано, что есть возможность посетить замок в Винничках, если хватит времени, но из-за неблагоприятных погодных условий наш тур немецкими колониями закончился на Хоросно — Новом.
На фото: Оборонительные стены церкви Рождества Богородицы охранять ее покой еще долго.