14 июня 2025

Игорь Лиль: «Туристы из Швеции говорили мне: «Львов — как Стокгольм, только грязный»

Игорь Лиль С историком Игорем Лиль (на фото) я познакомилась во время экскурсии «Затерянный Львов». Экскурсию романтическими районами он проводит уже несколько месяцев, говорит, хочет открыть для людей Львов другим, которым выходит за пределы стандартных туристических маршрутов…

— Этот район меня интересовал давно как историка и как просто жителя Львова, — говорит Игорь Лиль. — Всегда любовался этими домами и удивлялся, почему их никому не показывают. В основном туристические фирмы во Львове презентуют стандартный набор: площадь Рынок, проспект Свободы, Лычаковское кладбище и ничего кроме того. Однако люди, которые уже бывали в городе, хотят каждый раз открывать для себя новый Львов. Например, я на экскурсию в Кастеливку впервые провел для жителей Харькова, которые в очередной раз посетили город Льва. Гости нашего города хвалили отели Харькова, но нашим городом восхищались. Обязательные экскурсии и для самих львовян. Они думают, что хорошо знают город, в действительности большинство имеет о нем очень общие представления.

— Во Львове большинство гидов проводят стандартные экскурсии: гид говорит, туристы слушают и фотографируют. А какие экскурсионные новинки предлагают сегодня в мире?

— Мир отходит от традиционного формата экскурсий. Например, во многих странах туристы получают специальные устройства, с помощью которых они могут слышать своего гида на расстоянии 100-150 метров. Это дает широкие возможности для осмотра. Также неудивительно для мира музыкальные и анимированные экскурсии. Хочу такую же ввести во Львове, но не открывать пока секрета, что это будет за проект. Интересно было бы, если бы во время прогулки на туристов (в хорошем смысле слова) напали батяры…

— Какие страны наиболее креативно подходят к созданию экскурсий?

— Очень хорошо научились себя продавать страны Средиземноморья: есть чему поучиться в Испании, Италии или в той же Франции. Наконец, даже США, которые имеют сравнительно новую историю, прекрасно научились ее продавать.

— На сколько процентов Львов продает свою историю?

— Процентов на 30… Статистика — жестокая вещь. Сравним: во Львов в течение года приезжают миллион туристов, а в Прагу — шесть. Пока не будем иметь хороших дорог и аэропорта, ничего не будет. Туристы — люди комфорта, какие бы памятники не были интересными или гостиницы комфортными, но если человеку нужно лететь с пересадками, потом еще два часа стоять на границе, а затем столько же плохой дорогой добираться до отеля, он подумает, прежде чем отправляться в такое место.

— Но едут к нам много иностранцев, поляков, говорят, больше всего…

— Это миф, что поляков. Даже среди иностранных туристов они на втором месте после русских. Нам нужно развивать внутренний туризм, наш основной контингент — люди с востока Украины. Не вижу, чем Львов может поразить француза, немца, итальянца. Из европейцев сюда едут экстремалы, которые — вернется на родину и скажет друзьям: «Был в СССР и выжил».

— Неужели архитектура наша им вообще не нравится?

— Почему же, нравится, например, водил туристов из Швеции, из Стокгольма, они были поражены, говорили: «Львов — как Стокгольм, только грязный». А один японский архитектор убеждал меня, что деревянные церкви на Закарпатье построены по тому же принципу, что и пагоды в Японии.

— Когда можно будет считать, что туристический бизнес во Львове развивается успешно?

— Когда к нам начнут массово приезжать японские туристы, можно будет говорить, что Львов «взорвался» как туристический центр. Они очень требовательны и приезжают только туда, где им комфортно и безопасно. Кстати, японцы уже два-три года как начали ездить к нам, но пока их немного. Вел экскурсию для одной группы: они мало спрашивают, но много фотографируют.

— Бытует мнение, что Львов должен себя позиционировать, прежде всего, как город, живущий по туризму…

— Упаси Бог, чтобы так случилось. Если жить только по туризму, то получим египетский вариант. Так, развитие туризма позволяет создавать новые рабочие места (открываются новые кафе, гостиницы и т.д.), туристы оставляют в городе средства, дают возможность заработать местному населению. Но чистый доход от этой отрасли, который поступает в казну города, — небольшой, около пяти процентов. Мы должны развивать новейшие технологии, машиностроение.

— Во Львове извечная проблема «черных гидов»…

— С львовскими гидами, поверьте, проблем нет, они работают легально. Сложнее с заезжими, даже не так поляками, как киевлянами, жителями Восточной Украины. Страшно становится, когда услышишь, что говорят. Легальные экскурсоводы даже обмениваются в Интернете различными «приколами», подслушанными у тех «историков». Говорят, напротив Доминиканского собора был бордель. Никогда не было. Говорят, подземный переход на Таможенной — остатки тайного хода между мужским и женским монастырями. На самом деле это — подкоп турецкой армии. Имею передачу на радио и мечтаю как журналист когда-то походить с такими «черными» экскурсиями и сделать «нарезку» жемчуга…

— Вы входите в комиссию по разработке бренда Львова. Чем занимается ваша комиссия?

— Разрабатывает бренд города. Если говорим «Лондон», то представляем Биг Бен, если «Париж» — Эйфелеву башню. А львовский Высокий замок в качестве такого символа не дотягивает.

— Вы — историк, работаете в университете, но параллельно в журналистике…

— Мечтал стать студентом факультета журналистики, занимался в студии, готовил материалы, которые нужны были для поступления. Но в последний момент передумал, решил пойти на исторический факультет. Не жалею, ведь смог реализоваться в этой сфере. А потом научился превращать историю в хорошем смысле на «золотые ЦЕГОЛКО».

— У вас сын — школьник, думаете об уровне преподавания истории в школе?

— Мой сын учится в пятом классе, и у него замечательная учительница истории. Она не считается с тем, какие темы предлагает министерство, а учит так, как надо. Хочу пойти и пожать ей руку. Относительно уровня преподавания истории в школах целом, то нельзя говорить, что все хорошо, или все плохо, есть разные школы и разные ученики.

— Устраиваете экскурсии для своей семьи?

— Моя жена Зоряна является соавтором наших путеводителей о Львове и «Автомобильная прогулка Украиной» от издательства «Балтия Друк». Для нас это была невероятное приключение. Вместе с сыном мы путешествовали Украине три года. Описывали ее, а нам за это еще и платили деньги!

— Какая у вас была самая экстремальная экскурсия?

— Их было много. Например, последняя — в половине первого ночи проводил экскурсию для одного из министров украинского правительства. Он поздно закончил свои совещания, но очень хотел увидеть Львов. Представьте себе, идут четыре человека по проспекту Свободы — министр, я, бывший глава областной администрации и нынешний глава областной администрации. Они внимательно прислушиваются ко мне и даже помогают. К слову, обнаружил тогда для себя, что они довольно неплохо знают общую историю Львова. В чем экстрим ? Меня еще никогда столько милиции не охраняло…

Добавить комментарий