23 января 2025

Зачем в школе психолог…

школьный психолог Хороший специалист может «разрулить» любую критическую ситуацию

Никогда не слышала от знакомых, чьи дети учатся в школе, чтобы они в трудных ситуациях обращались за советом и подсказкой к школьному психологу. «Разве у нас такое принято? — пожимает плечами приятельница. — Моя дочь имела серьезную проблему с учительницей немецкого языка. Эта замужняя экзальтированная женщина, которая приходила на уроки с глубоким декольте и в коротких юбках, по какой-то причине выбрала себе жертву моего скромного, добросовестного ребенка — просто издевалась над ним. Неужели я или моя дочь могли бы пойти с этим к психологу? Мы бы настроили против себя всех учителей», — пишет издание http://psifeya.ru/.

Так рассуждают родители. У учащихся словосочетание «школьный психолог» ассоциируется с заполнения разнообразных тестов и страшными фильмами о наркоманах…

— Игорь Алексеевич, похоже на то, что общественность еще не воспринимает школьного психолога как лицо, которое «разруливает» психологические проблемы, смягчает удары различных «переходных» этапов у детей. Почему так есть? — начинаем разговор с главным школьным психологом Львовщины — заведующим областного центра практической психологии и социальной работы Львовского областного института последипломного педагогического образования Игорем Корниенко.

— Психологической службе системы образования страны лишь 14 лет, она еще в подростковом возрасте и у нее есть проблемы становления. Когда служба создавалась, надо было найти, кем заполнить ставки психологов. На полугодовых спецкурсах быстренько переучивали, скажем, учителей русского языка, истории… Психологами становились случайные люди. Сегодня многие вузы имеют лицензию на эту специальность. Корифеем здесь является Львовский национальный университет имени Ивана Франко, который дает основательное пятилетнее образование. Готовят психологов в Дрогобыче, Тернополе, Ровно. Рынок уже насыщен психологами, теперь возникает проблема качества специалистов. Мы подали предложения в Министерство образования: учитывая специфику профессии, ввести для выпускников-психологов интернатуру (как это у врачей), отменить заочное обучение. Неопытный психолог, не имеющий жизненного опыта и практики работы с людьми, может навредить ребенку. Если врач лечит тело, то психолог — душу, помогает человеку осознать себя. Любого человека интересуют три вопроса: кто я такой, почему я пришел в этот мир и что я могу сделать. Задача психолога — помочь ребенку понять это, раскрыть его возможности.

— Какой объем работ должен выполнять школьный психолог?

— Он должен проводить психологическую диагностику всех участников учебно-воспитательного процесса, осуществлять психологическую профилактику, т.е. предотвращать нарушения развития личности. Задача психолога — экспертиза различных нововведений в школе. Психолог должен заниматься психологической реабилитацией ребенка, находящегося в состоянии кризиса. Например, родители разводятся, ребенок перенес тяжелую болезнь имеет хроническое заболевание и чувствует неполноценным.

— Но родителям кажется, что дальше тестирований дело не идет. И не может идти, ибо, как правило, в школе, где 700-1000 учащихся, только один психолог… Про индивидуальную работу не может быть и речи.

— Не согласен с тем, что дальше тестирования дело не идет. Там, где психолог на месте (а таких очень много, могу назвать 100 фамилий только во Львове), все делается профессионально. После тестирования психолог разрабатывает коррекционную программу, где предусмотрена работа (если таковая требуется) и с родителями, и с учителями.

— Результаты тестов — вещь деликатная. Родители и дети опасаются разглашения информации, выводов о ребенке, которые могут ему навредить…

— Директора школ знают: психолог должен иметь отдельный кабинет, шкаф с замком. Зачем? Информация, которую получает психолог, имеет конфиденциальный характер. Ее он может подать только по запросу судебных органов или в наш областной центр психологии и социальной работы. Дирекции школы информация подается в обобщенном виде.

— Отдельный вопрос — работа психолога с учителями. Это, пожалуй, что-то из области фантастики? Статус психолога в школе настолько занижен, что вряд ли учителя обращаются к психологу за консультацией…

— Эта проблема есть. Кое-где психологи не имеют возможности выполнять свои функции, так как их превращают в менеджеров, посыльных, секретарей… А на самом деле психолог должен быть мощной фигурой в школе, правой рукой руководителя, помогать создавать хороший микроклимат в школе.

Работа психолога с учителями — это отдельный пласт проблем. Я сам из педагогов, но должен признать, что среди них есть и такие, которые свои эмоциональные проблемы, негативные психологические проблемы «играют» на детях. Есть определенная часть педагогов, имеющих большой стаж работы, но именно из-за этого слишком зашорены стереотипами, консервативные до невозможного. Многих учителей «засасывает» социальная ситуация: они думают не о ребенке в классе, а о том, чем накормить своих детей. Помочь педагогу выйти за рамки собственных стереотипов, решить личностные проблемы может человек, обладающий соответствующими специальными знаниями — школьный практический психолог.

— Понимаю, что и учителю нужна поддержка — достойная зарплата, уважение и поддержка государства. Вот «засасывание» учителя в социальную ситуацию порой очень вредит ученикам, негативно сказывается на их формировании. Скажем, педагог, работающий в частной школе, не скрывает неприязни, и даже ненависти к детям из состоятельных семей, настраивает их против собственных родителей. С таким неприятным опытом к нам обращались читатели. Для газеты — это неожиданный вопрос, что свидетельствует о новых реалиях в образовании.

— Не думаю, что такие случаи являются наиболее распространенными. Безусловно, каждая конкретная ситуация требует конкретного изучения. Педагог, который позволяет себе «отыгрывать» на детях свои собственные проблемы, не должен работать с детьми. Частные школы частично вне сферы нашего влияния, но я могу подсказать путь директору или владельцу такого учебного заведения в решении проблемы, которую вы назвали. Для оценки психологической ситуации в школе стоит пригласить внешнего эксперта или положиться на психолога, который работает в этом же учебном заведении. Эксперт по специальным методикам проводит анкетирование детей и родителей и получает психологическую картину происходящего в школе. А тогда с учителем говорят: либо вы решайте свои собственные проблемы, или мы с вами прощаемся.

— Какие группы психологических проблем сейчас актуальны в школе?

— На первом месте в ученической среде — взаимоотношения с другим полом. Далее идут отношения с родителями, потом — с учителями и ровесниками. Отдельная тема — дети заробитчан, так называемые социальные сироты. Когда родители далеко, это негативно влияет на развитие ребенка. Он является дезадаптированным и не знает, как поступать в той или иной ситуации, поскольку не имеет модели семьи. Материально такие дети, возможно, стоят выше своих ровесников, но у них забрали тыл, основу, которая нужна человеку для самоосознания. Они вроде и друзей имеют, но чувствуют себя очень одинокими, и это одиночество может вылиться в депрессию или агрессию.

— Большая проблема в школе — «стадность». Группа учащихся подбивает других бежать с уроков, а никто не сопротивляется… Особенно абсурдно это выглядит в учебных заведениях, где родители оплачивают обучение детей.

— Наши дети еще не осознали, что мы уже живем в условиях рынка и вскоре главной ценностью станет интеллект. Для человека он будет главным продуктом, за который готовы платить хорошие деньги.

По «стадности». Возрастной проблемой для 99 процентов подростков является то, что для них приоритет — мнение сверстников, а не родителей. Даже если ребенок не хочет идти по классу, он идет. И здесь важно научить ребенка говорить слово: «Нет!» (Его, как и слово «Да», можно произнести 32-мя интонациями). Это также задача психолога — подсказать, как корректно, правильно отказать одному человеку или группе лиц, отстоять свое мнение под давлением сверстников.

— Что, по мнению психологов, лучше: дисциплина или полная демократия в классе, строгий или «мягкий» учитель? Не обернется разрекламированная демократия охлократией, а затем школа будет выпускать «разбалансированных» болванов?

— От ребенка можно добиться отличной оценки репродуктивно: действовать по принципу «Шаг в сторону — расстрел», заставить его 45 минут сидеть тихо. Но это не научит ребенка думать. Ученик должен осознать, для чего ему нужно учиться, он должен ориентироваться, где ему, в случае необходимости, найти ту или иную информацию, определить путь в решении конкретной жизненной проблемы. Учитель должен научить ребенка делать выбор и нести ответственность за него. Дисциплина или «полная» демократия? Как и во всем, здесь нужна золотая середина. И найти ее педагогу может помочь школьный психолог.

На фото: Дети делятся своими проблемами только с теми взрослыми, кому доверяют.

Добавить комментарий