Лыжный поход украинцев, литовцев и русских по Южному Уралу
Со скайпа вылетел электронный голубь с открыткой в клюве. Поздравление пришло из древнего Вильнюса. В нем Рустем Хайрутдинов, бывший чемпион Советского Союза в составе сборной Татарстана по лыжному туризму, предлагал мне принять участие в лыжном походе по Южному Уралу.
Проводником у нас был Река — Ричардас Скорупскас. Профессор Вильнюсского университета принципиально не пользовался GPS- навигатором и безошибочно водил нас неизвестным маршрутом, пользуясь только компасом и картой. Лауринас Юкна — доцент того же университета, отвечал за ремонт всего, что может сломаться. Еще один литовец — Арлондас Савицкас (предприниматель) — грел нас своим неповторимым юмором. «Руководителем нашей группы был Рустем Хайрутдинов, с ним была жена (чемпионка Советского Союза по лыжному туризму) Аугу Рудницкая…»
Одежда, снаряжение — все должно быть продумано до мелочей — холод требует серьезного отношения к себе. Одежда не отличается от альпинистского снаряжения, разве что должна быть несколько более приспособленной к работе с костром. У нас использовали туристические деревянные лыжи с железной «окантовкой» (Мукачевского производства) с классическим тросиковым креплением. Дешевым и простым способом защитить ноги от холода и глубокого снега является изготовленная в домашних условиях специфическое обувь: к обычным резиновых галошам, на размер-два крупнее трековых ботинков, пришивают полиэстеровые бахилы расстегивающиеся по всей длине и которые держатся под коленом на веревочках. Лыжное крепление не повреждает трекового ботинка, и он скрывается в калоши. Калоша предохраняет ботинок от намокания и вместе с бахилами образует дополнительную воздушную прослойку, которая греет ноги. Эта конструкция должна хорошо отводить влагу и обеспечить сухость ногам. Ибо если у тебя «чавкает» в ботинке, то любая остановка на двадцатиградусном морозе может стать болезненным сюрпризом. На стоянке в лагере нужно надевать на ноги носки из натуральной шерсти и пуховую куртку. Термобелье работает хорошо только во время динамичного движения, отводя влагу от тела и быстро высыхая. Одежда должна быть многослойной, по принципу капусты.
В нашей группе было десять участников. Для большинства поход был очередным, а для нас, украинцев, — первый, испытательный.
Состав группы — пятеро литовцев из Вильнюса, трое москвичей представляющих новостное издание Рулента.
Маршрут пролегал по трем национальным паркам: Иремель и Зюраткуль в Башкирии, Таганай — на территории Челябинской области России.
На старте — гора Иремель. Название пришло к нам из незапамятных времен и с древнетюркского переводится как «место, что дает человеку силу». Поселение Тюлюк, где мы стали на лыжи, лежит у подножия горы. Название его переводится как «желание». Именно из-за соседства Тюлюк с Иремель возникло поверье, что у того, кто поднимется на вершину горы, сбудутся все добрые желания.
Иремель имеет две вершины. Хоть они и невысокие, на них даже летом лежит снег. Погода здесь меняется каждые 20 минут, и ее ни за что не угадать: только что светило солнце на Большом Иремель (1584 м), вдруг начинается снег, ветер — настоящий буран на Малом Иремель (1450 м). Иремель считается одним из самых аномальных мест на территории России. Так считают уфологи. Там мы попали в буран, который возник просто из ниоткуда…
В проверенном рационе, который сложился за многие годы походной жизни, было украинское сало. Воду добывали из снега, растапливая его на костре.
С вершины Малого Иремеля у нас был экстремальный спуск таежным лесом. Неповоротливые лыжи постоянно застревали в глубоком снегу. Санки, которые на веревке тащили за собой, цеплялись за деревья.
Передвижение ограничено. Все нужно делать, не снимая лыж. Только на местах для стоянок Рустем каким-то шестым чувством выбирал, можно было сбросить лыжи, предварительно утрамбовав ними площадку. На биваках лыжи и лыжные палки используют для установления палатки.
Через несколько дней, пересекая несколько рек и хребтов, мы вышли к людям уже в национальном парке Зюраткуль.
Озеро Зюраткуль встретило нас неприветливо. Хорошо хоть вьюга била нам в спину, по ходу движения. Это второе по величине озеро Южного Урала, с высоты напоминает сердце. Посреди озера встретили рыбаков, которые в палатках из-под полутораметрового слоя льда дергали окуньков…
По глубокому снегу группа передвигается «вереницей». Первому очень трудно. Он проваливается в снегу, прокладывая лыжню тем, кто сзади. Второму немного легче, третьему еще легче, и так далее… После 15 минут лидер становится в хвост группы и едет по накатанной лыжне. Такая посменная работа позволяет идти хорошим темпом без больших физических затрат.
За городом Златоуст лыжная тропа завела нас в легендарный национальный парк Таганай и на гору Монблан, вершина которой — на высоте 1054 м. Неизвестно, кто и когда назвал эту небольшую гору Монбланом. Тезкой ее стал знаменитый альпийский Монблан — высочайшая вершина Европы. Нас радовало, что на уральском Монблане побывал мало кто из знакомых альпинистов и вряд ли побывает…
Игорь Случик