Катастрофа польского президентского самолета объединила две страны в скорби. Но, будут ли продолжаться российско-польские объятия, когда скорбь пройдет? Об этом ныне дискутируют на страницах газет и в теле- и радиоэфирах русские и европейские обозреватели. Некоторые из них ставят вопросы шире: что нужно для того, чтобы Россия жила в мире со своими восточными соседями?
Отношения Польши и России переживают значительные изменения, делает замечание обозреватель британской газеты Times Роджер Бойз. По его мнению, россияне начали сознавать, что малые страны на границах России имеют право на собственную историю, и если за ними признать это право, с ними будет легче вести диалог.
Британский обозреватель высказывает надежду, что российское руководство осознало, что иметь Польшу среди друзей намного лучше, чем среди врагов. Ведь Польша отыграет все большую роль в Европейском Союзе, поляк возглавляет Европейский парламент, а к Варшаве следующего года переходит ротационное президентство в ЕС. Итак, Польша, которая так драматически модернизировалась, вступив в Европейский Союз, ныне может помочь в модернизации, то ли «европеизации» России, пишет Роджер Бойз на страницах газеты Times.
Русская обозревательница, редактор журнала Pro et Contra Маша Липман, также говорит об историческом шансе на потепление отношений между двумя странами. Во влиятельном американском журнале Foreign Policy она высказывает осторожную надежду на то, что поляки и россияне смогут оставить позади исторические антипатии.