Во Львовской филармонии состоялся концерт, посвященный светлой памяти жены маэстро — известной пианистки Татьяны Чекина
Скачать музыку на телефон бесплатно
Всемирно известный скрипач Олег Крыса — лауреат многочисленных международных конкурсов скрипачей, почетный профессор Львовской музыкальной академии имени Николая Лысенко, профессор Истменскои музыкальной академии — до сих пор называет себя львовянином.
Олег Васильевич ежегодно приезжает в старинный город не только для того, чтобы принять участие в международном фестивале «Виртуозы», а, прежде всего, обнять и поцеловать родного человека — маму. Ежегодно маэстро прилетал во Львов, и когда выходил из самолета, в одной руке держал скрипку, в другой — за руку любимую жену.
В этом году Олег Васильевич вышел из самолета с внуком Константином. Жена навсегда осталась в Америке: 7 декабря 2013 Татьяна Чекина погибла в автокатастрофе. Олег Крыса прилетел во Львов, чтобы выступить на концерте, посвященном памяти своей жены, выдающейся пианистки, во Львовской филармонии в сопровождении Академического симфонического оркестра Львовской филармонии под батутой сына — Тараса Крысы.
— После трагедии, которая произошла в вашей семье в конце прошлого года, вы первый концерт играете именно во Львове?
— Несмотря на то, что родился в Польше, своей родиной считаю Львов. Я здесь вырос, ходил в школу. Здесь до сих пор живет моя старенькая мама. Но после потери — смерти моей жены Татьяны, первый концерт состоялся в Рочестере 4 февраля. Это был запланированный наш с Татьяной концерт. Я его сначала отменил, а потом таки решил организовать 4 февраля вечер памяти. В концерте приняли участие мои коллеги — профессора из Истменскои школы музыки в Рочестере, студенты, с которыми моя жена играла. При их поддержке я впервые после того трагического дня 7 декабря вышел на сцену. А потом состоялся концерт в Лас-Вегасе. Наш сын, Тарас, пригласил меня выступить с его студенческим оркестром университета.
Во Львове уже третье мой выступление. После Львова еду домой, но имею запланированный концерт в Киеве. Львов любила моя Таня. Однажды жена мне сказала: «Наверное, мы поедем умирать в Украину». Тараса пригласили на концерт во Львове уже давно. Назначили дату 28 марта. Мы даже в страшном сне не могли представить, что эта дата станет концертом-реквиемом, посвященным нашей маме.
— Во время празднования вашего 70-летнего юбилея со дня рождения, на праздничном концерте во Львовской филармонии, вы вышли на сцену и сказали: «Спасибо тебе за все. Ты — моя жизнь». Как часто говорили жене такие высокие слова?
— К сожалению, не очень часто. Хотя всегда жил с таким чувством. Мне казалось, если часто использовать такие высокие слова, они нивелируются. В очень важные жизненные моменты я был особенно открытым. Тогда меня переполняли чувства невероятного счастья, поэтому эти слова сами вырвались…
— Какая картинка из вашей жизни с госпожой Татьяной больше всего запомнилась?
— Первая встреча. Мы случайно встретились в определенном обществе. Как ее увидел, показалось, внутри что-то оборвалось… Будто струна зазвенела и так трепетала все 47 лет …
— Однажды вы сказали, что музыка — это наркотик, и вы умираете от нее. Когда произошла трагедия, музыка вас спасла или, наоборот, хотелось все бросить в один момент?
— Хотел все бросить. И даже уехать из города. Но мудрые люди говорили, чтобы не принимал решительных действий первые две недели. Даже первые два месяца. Я прислушался, потому что мне все говорили, что Таня была бы очень несчастной, если бы я перестал играть. Музыканты заверили, что в эти черные дни меня спасет музыка.
— Чтобы снять напряжение или стресс, одни люди выпивают, другие идут в спортзал. Как снимаете напряжение вы?
— Зачем «заливать» стресс спиртным? Есть другие «лекарства»: прогулка, литература, музей, путешествия, встречи с коллегами. Иногда можно себе позволить выпить бокал хорошего вина, но все должно быть в меру. Слава богу, никогда не гасил стрессы алкоголем.
— Ваша жена была русской. На каком языке вы общались?
— Татьяна прекрасно разговаривала на украинском. Но общались мы в основном на русском. Иногда переходили на украинский. Наши дети говорят со мной только на украинском, с мамой — на русском. Будто переключали каналы, когда общались. Типичные фразы, конечно, говорили на английском.
— На концерт, посвященный памяти Татьяны Чекина, подготовили специальную программу, выбрали любимые произведения вашей жены?
— И да, и нет. Произведения подбирал Тарас. Это концерт для оркестра. Поэтому он выбрал произведения, которые ему нравились и которые любила его мама. В основном это произведения русских композиторов. Таня — россиянка. Поэтому мы и сыграли произведения Чайковского, Лядова и Римского-Корсакова.
— Вы — почетный профессор Львовской музыкальной академии имени Николая Лысенко. Такое же звание недавно получил львовянин Юрий Башмет, но ученый совет академии лишил его этого звания за то, что подписал письмо в поддержку захватнической политики Владимира Путина. Если бы вы жили в России и вам предложили подписать такое письмо, вы бы это сделали?
— Со мной очень просто — я бы этого не подписал. У меня другое положение. Могу допустить, что у Юрия Башмета были какие-то воздействия сверху. Не могу сказать, что его к этому принудили, но намекнуть могли. Мне трудно сказать — я с ним не говорил, но меня поразило, что он такое подписал. Да и не только он. Многие люди, которых я знаю, такую бумагу подписали. Мой сын Петр прислал мне письмо в отдел украинских художников, сообщества, где я увидел фамилии людей, которых глубоко уважаю и люблю, и там был такой отрывок: «Вы можете включить свою фамилию в поддержку украинского народа и целостности Украины». Считаю себя украинцем и навсегда им останусь. Хотя судьба забросила меня в Америку. Несмотря на то, что меня величают украинский-американским скрипачом, навсегда останусь украинцем.
— Какого мнения американская общественность о ситуации в Украине?
— Резко отрицательные мнения относительно действий российского правительства. Среди моих знакомых нет ни одного человека, который бы сказал, что все, что произошло, — правильно.
— Вы начали конкурс скрипачей имени Олега Крысы. Что ждет победителя?
— Каждые три года проводим такой конкурс. Победителя ждет денежное вознаграждение из специального фонда. Конкурсов сейчас проводят очень много, иногда люди уже не могут вспомнить, победителем которого конкурса является тот или иной исполнитель. Но такие конкурсы — открытие двери в концертные залы, к менеджерам, в студии звукозаписи. Это шанс, что музыкант может пойти в мир и создать собственную карьеру. Надеюсь, что победители конкурса имени Олега Крысы засветятся на музыкальном Олимпе. И это будет моим вкладом в творчество талантливой молодежи.
Галина Ярема