9 декабря 2024

Гончарная глина расслабляет…

Гончарная глина расслабляет... Единственный специализированный курс по изучению гончарства в Украине есть только во Львовской академии искусств. Поэтому выставка днепропетровского мастера Сергея Горбаня в Музее этнографии не оставила равнодушными львовских искусствоведов. Кроме глиняных изделий, из своей днепропетровской мастерской Сергей Горбань привез гончарный станок. И не только виртуозно демонстрировал свое гончарное умение, но и давал возможность попробовать себя в этом деле другим. Обуздать глину решила и наш корреспондент.

«У нее есть свои требования, поэтому мы с ней «договариваемся», — рассказывает о глине Сергей Горбань. — У глины — женская природа: она кажется мягкой и кроткой, но характер имеет еще тот». Специальная гончарская глина должна быть пластичной и иметь определенные особенности. Ее пригодность, по словам мастера, можно проверить, слепив материал в «колбаску» и приложив к руке как браслет. Если «браслет» согнулся и не начал трескаться — глина именно та. Во время процесса ее разбавляют водой — чтобы не твердела.

Усевшись за станок, я начала работать над своим первым глиняным изделием. Машина загудела (работает она на электричестве, основание вращается при нажатии на педаль) — и кусок глины начал свои «преобразования». Руки постоянно должны сжимать, направлять материал (вверх или вниз), придавая ему нужную форму. Правду говорил мастер — надо «слушать» глину, иначе… Случится то, что и со мной — «зародыш» горшка просто соскочил с подставки. Остановив машину, начинаем все сначала. «Подняв» глину до нужных параметров, делаем в ней «ямку», которая с каждым кругом круга и вследствие соответствующих усилий растет вглубь и вширь — так образуются «стенки» будущего горшка. Но и на этом этапе меня постигла «производственная неприятность»: фартук, которым накрыла свои джинсы… «зажевало» и завертело гончарным кругом. Опять — остановка и улыбка на лице Сергея Горбаня.

Получая удовольствие от трения глины о руки, не заметила, как после «косметических» работ горшок оказался почти готовым. Главное правило, которое успела понять за эти десять минут, — не спешить и не перебарщивать: если приложить лишних усилий, стенки изделия станут тонкими, и он «упадет» на основу. Теперь остается только ждать, пока глиняное «дитя» высохнет.

«Сухое изделие выжигают при небольшой температуре, далее — глазируют, покрывают слоем глазури, — рассказывает Сергей Горбань. — Это может быть гуашь в водном растворе. Затем изделие снова выжигают в специальной печи — уже при высокой температуре». Автор говорит, что в Днепропетровске в его мастерской приходит много людей — просто поупражняться на гончарном круге. По их словам, глина расслабляет и вдохновляет. Некоторые даже приобрели себе гончарный станок — на керамические изделия сегодня есть спрос. «Такую посуду покупают даже те рестораны, которые не имеют народной стилизации», — говорит Сергей Горбань. По его словам, рыночная стоимость вылепленного нами горшка — от 90 до 150 грн., в зависимости от узора и глазури. Глина, из которой мы работали, стоит 3-5 грн. за килограмм.

Выйдя из мастер-класса, по колено заляпанная глиной, пообещала себе приобрести с килограмм этого материала: украшения и статуэтки из него, умело и ярко раскрашенные, станут замечательными подарками для близких, а также удачным дополнением интерьера.

Добавить комментарий