Вкусы меняются, а пристрастия наших соотечественников к одному из самых важных продуктов питания, так называемому, второму хлебу — картофелю остаются неизменными. Картофель выращивают практически все владельцы земельных участков: кто-то по нескольку соток, а кто-то с десяток кустов под окнами многоэтажки. И от молодой картошки с укропом, да еще с малосольными огурчиками мало кто сможет отказаться!
Картофель стал первым генномодифицированным продуктом, который утвердили в Евросоюзе уже более 10 лет назад, и после 25 лет бюрократических преград был высажен на 16 акрах земли на юго-западе Швеции. Сорт такого картофеля называется Amflora, его выращивает фермер Йохан Бергстром. Он не дает своим гостям новый картофель на дегустацию: у корнеплода неприятный вкус — результат генетического изменения, сделавшим картофель почти чистым крахмалом.
Как кажется NY Times, картофель Amflora можно назвать чудо-картофелем по двум причинам: в нем велико содержание крахмала, а производители этого вещества — одни из главных работодателей в Швеции. Во-вторых, он показал удивительную живучесть в течение 25 лет испытаний, предписаний, правил, постановлений и приложений, которые утверждали Швеция и Евросоюз.
Несмотря на то, что этот сорт не относится к продовольственным культурам, многим жителям этого региона он портит аппетит.
Модифицированные кукуруза, соевые бобы или хлопок стали привычным явлением для жителей США, но для европейцев с их высоким общественным неприятием ГМ-культуры пока редки. «Мне вообще не нравятся модифицированные картофель, морковь. Возможно, они сейчас не вредят людям, но могут оказаться вредными в будущем для других существ», — считает ветеринарный врач Бангт Уилсун.
Общественное неприятие создает сложности для компаний, занимающихся модифицированными продуктами, даже при выращивании и тестировании модифицированных растений. Так, после случаев вандализма в отношении генномодифицированных культур научной лаборатории в британском Норфолке пришлось потратить дополнительные 20 тысяч фунтов стерлингов на установку систем безопасности, сообщает ВВС.
Официальный Евросоюз придерживается мнения, что долгосрочные последствия генной инженерии для окружающей среды пока не известны с научной достоверностью, поэтому действовать нужно крайне осмотрительно.
Однако сейчас, как считает издание, Швеция может гордиться картофелем Amflora. Его создание началось в середине 1980-х годов, в начале революции в области биотехнологического продовольствия. Шведское фермерское объединение Lyckeby, один из ведущих европейских производителя крахмала, искал картофель с высоким содержанием крахмала, чтобы поставлять его производителям бумаги, текстиля, клеев и другой продукции. «Генная инженерия только развивалась, — вспоминает управляющий директор Plant Science Sweden Кристофер Вамлинг. — Мы думали, что это будет что-то новое».
Но затем в 1998 году ЕС ввел бессрочный мораторий на разрешение ГМО. Запрет был снят в 2004 году, но прошло еще целых шесть лет, прежде чем брюссельские чиновники дали свое разрешение на посадку картофеля.
Сейчас власти ЕС планируют изменить процедуру получения разрешений для выращивания генетически модифицированных культур для своих 27 членов, пишет издание Bloomberg. Как уточняет агентство, предложения властей ЕС касаются лишь выращивания модифицированных культур, а не их использования в пищу человека или животных. Об этом предложении еврокомиссар по вопросам здравоохранения и защиты прав потребителей Джон Далли может объявить уже 13 июля . Действующий процесс получения утверждений препятствует развитию европейского рынка биотехнологических культур такими компаниями, как германская BASF и американская Monsanto. В марте еврокомиссия утвердила модифицированный картофель, разработанный BASF.