Руководители службы национальной безопасности Таджикистана уволены президентом Эмомали Рахмоновым. Это произошло вследствие бегства 25 особо опасных для таджикской власти узников, включительно с шестью гражданами России. Беглецы из тюрьмы службы безопасности в Душанбе принадлежат к группе организаторов неудачного государственного переворота в Таджикистане. При бегстве 24 августа мятежники убили шесть охранников тюрьмы. Большинство из 25 беглецов на сегодня не найдены.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов указом уволил в четверг главу Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) Хайриддина Абдурахимова, который занимал эту должность в течение 11 лет. Новым руководителем ДКНБ назначено Саймумина Ятимова, который до этого находился на дипломатической службе (был послом Душанбе в ЕС в Брюсселе). Перед этим Ятимов в течении 5 лет был заместителем руководителя службы безопасности Таджикистана.
По неподтвержденным данным, которые поступили из Душанбе, одного с беглецов было задержано вследствие операции сотрудников правоохранительных органов около столицы. Речь идет про Ибрагима Насреддинова, который якобы был организатором побега 25 заключенных. Также известно, что раньше Насреддинов был передан Таджикистану из американской тюрьмы Гуантанамо.
Среди беглецов были и родственники Мирозо Зиоева, бывшего лидера исламской оппозиции страны, который был некоторое время министром по вопросам чрезвычайных ситуаций. Сам Зиоев был убит при невыясненных обстоятельствах в прошлом году в бывшей цитадели воинствующей оппозиции, восточной области Таджикистана — Тавилдари. После этого некоторые из членов семьи главного лидера оппозиции, включительно с его двумя сыновьями и дядей, были заключены в Душанбе.
По официальным данным таджикской власти, в списке беглецов — дядя Зиоева, а также брат погибшего лидера оппозиции.
Президент Рахмонов резко раскритиковал работу ГКНБ после бегства мятежников. Докладчик от Министерства юстиции страны Парвина Ализоде сообщила, что многие вопросы относительно охраны узников во время организованного бегства 25 заговорщиков пока что остаются без ответа. В частности и то, почему всего три охранники той ночью охраняли 90 заключенных в тюрьме номер один. Ализода также отметила, что в ночь бегства мятежников все трое охранников молились во время праздника Рамадана в тюремном коридоре, а упомянутый уже Насреддинов имел доступ к ключам дверей камер и не спал вместе с другими узниками.
Официальные лица ГКНБ в Таджикистане пока что отказались комментировать ситуацию, связанную с бегством 25 опасных заключенных.