Можно найти разные варианты ответов: отсутствие законодательной базы, незаинтересованность местной власти, недостаток инвестиций, неготовность предпринимателей, а также выразительное отсутствие патриотизма как власти, так и бизнеса.
Понятно одно: сельский туризм как вид экономической деятельности невозможно организовать свыше, даже создав для этого финансовые предпосылки. Нужно, прежде всего, преодолеть навязанные тоталитарной идеологией стереотипы села и его жителей.
Маркс говорил про “идиотизм сельской жизни”, Сталин считал крестьян “гноем”. В начале ХХІ столетие в адрес сельских жителей слышим: «село-болото» и т.д. Само украинское село ассоциируется с бесконечным отключением электроэнергии, тотальной безработицей, пьянством, разрушенными и разворованными колхозными фермами, незасеянными полями и, как следствие, массовым выездом сельского населения на заработки. Все это отпугивает потенциального потребителя туристических услуг: он не знает, что его ожидает и поэтому ему гораздо проще выбрать отдых в болгарии, где уровень сервиса европейский, а цены ниже чем в Украине.
В то же время горожанин, особенно с сельскими корнями, нуждается в отдыхе на селе, на природе, испытывая духовную потребность, которую не заменят ему ни курорты испании, ни крымский берег, ни восхождения на Говерлу. Он готов рискнуть и поехать в чужое селу, если там сохранилась пусть незначительная идиллия. Следует ли, например, городскому жителю покупать дом в селе ради того лишь, чтобы жить там на время отпуска? Кто будет заботиться о нем на протяжении остального времени? Не каждый украинский гражданин может построить для себя загородный дом и содержать его, если в городской квартире ему комфортнее. Быть гостем — значительно дешевле и приятнее.
Вообразим себе туристическую фирму или информационное агентство, которое может предложить целый спектр услуг. Там работают просвещенные эрудированные люди, которые знают, что вам нужно, и умеют угадывать желание. Среди них — географы, историки, этнографы, психологи, биологи. Возможно, вы хотели бы поработать на свежем воздухе: на косовице, жатве, выпасать овец в горной долине, научиться какому-то народному ремеслу. Или предпочитаете, чтобы ваш ребенок пожил в сельской семье, где ему будет значительно интереснее, чем в лагере отдыха. Вы можете просто получить информацию, где лучше всего собирать грибы, ягоды, лечебные травы, договорившись за проводника и ночлег. Агентство поможет вам разработать краеведческий маршрут на тему, которая вас интересует, посоветует, у кого остановиться, с кем встретиться во время путешествия. А отпраздновать Рождество и Пасху в кругу сельской семьи, которая столетиями соблюдает народные обычаи? Писатели и художники нуждаются в отдаленных живописных уголках для работы.
Отдых на выходные, более длительное пребывание в сельской местности — это лишь один вид услуг, который могут предоставлять сельские жители. Когда-то такой отдых назывался летним и был очень популярен среди галичан с конца ХІХ вплоть до 30-х годов ХХ столетия. Его нужно возродить, так как это принесет пользу всем. Для этого нужно создать, прежде всего, базу данных, которая помогла бы туристическим агентствам пойти навстречу пожеланием клиентов. Тем более, что опыт у них есть. Но не хватает знаний, которыми владеют историки, краеведы, географы, биологи и журналисты, которые много путешествуют. Каждый перспективный уголок Украины — как Западной, так и Восточной — должен быть описанный. А с таким могущественным средством, как Интернет, донести эту информацию будет не сложно.
Я не буду сейчас говорить ни о менеджменте, ни о маркетинге сельского туризма в Украине, но немного остановлюсь на тех реальных проблемах, которые возникают при финансировании таких проектов. Банки не любят новаций, так как даже самые перспективный проект, которому нет аналогов в мировой практике, это — риск. В Украине до сих пор не существует закона о сельском туризме, не определено, какие налоги должны платить хозяева, которые пустили к себе в гости одну семью, да и бизнес-планы не учат составлять в школе. Пусть кто-то другой составит этот план на заказ? Но никто не будет за хозяина потом вычислять степень риска, затраты и прибыль. Мы знаем, как тяжело украинским фермерам и как мало они имеют поддержки и защиты со стороны государства. Итак, инвестиционная привлекательность зависит от живописности местности, экологической безопасности, состояния дорог, близости медицинских учреждений, связи, а также от коммуникабельности и образованности хозяев. Требования клиентов каждый год возрастают, и банкам важно знать, кого именно собирается принимать у себя хозяин: социальный статус, возраст, доходы, интересы. Если в селе пьянствуют, крадут, торгуют опиумным маком, туда никто не поедет.
Однако и здесь есть свои проблемы. Прежде всего, деньги решают не все, даже, если их хватает на взятки. Украинское село не может возродиться лишь благодаря инвестициям. Оно, прежде всего, должно восстановить свою утраченную духовную ауру. Оно должно стремиться ее восстановить. Грязные улицы сел, отсутствие библиотек, засилье массовой культуры наиболее низкого сорта, потеря исторической памяти лишь углубят социальные конфликты на селе. Прибавим сюда еще вражду между конфессиями, и украинское село покажется непривлекательным не только банкирам, а и его жителям…
Я не хотела бы, чтобы меня предъявляли обвинение в идеализме, так как, по моему глубокому убеждению, для успеха дела нужны всего две вещи: уметь работать и любить людей, для которых работаешь. А таких талантливых людей в нашей стране найдется немало. Вместе с тем сделать сельские ценности источником наживы отдельных дельцов вопреки интересам общины было бы медвежьей услугой нашему селу. Украинское село должно развиваться, а не консервироваться на угождение приезжим. Выгода должна быть обоюдной. Но для этого нужно научиться всем, прежде всего уважению и взаимопониманию. Лишь так сельский туризм сможет стать органическим видом хозяйственной деятельности, которая не изменяет сути села и психологии его жителей, и именно в этом заключается его привлекательность.