Вокалист группы «ВВ», инициатор и организатор многих акций на территории всей Украины и за границей, неутомимый «пропагандист» украинской культуры Олег Скрипка, со слов его коллег, есть наиболее гастролирующим артистом Украины.
За год группа «ВВ» дает свыше 25 процентов концертов за границей, остальные — в Украине и России. Поездив и увидев много мира, Скрипка убежден: украинцам нужно путешествовать, но не для того, чтобы лежать на пляже, а ездить и слушать концерты, ходить по музеям. Только тогда они смогут сравнить, ценить свое, быть в европейском контексте… О джазе, СМИ, путешествиях — в разговоре нашего корреспондента с Олегом Скрипкой.
— Недавно вы презентовали джаз-бенд «Забава»…
— Это свойство моей натуры: стремлюсь делать разные проекты, и мне в любом из них тесно. Сейчас у меня джазовый год. Создал такую форму, которая в Украине или неизвестная, или забытая, — джаз-кабаре. Играли в Одессе, Киеве, возили этот проект в Луцк и Львов… Ныне увлечение традиционной музыкантом — на пику моды, и это классно, но не хватает акцента на традиционную городскую культуру. Джаз был популярным до войны, мы будто бы не помним, что Западная Украина до войны была абсолютно буржуазной, капиталистической, городской, европейской, роскошной, со своим декадансом… Сегодняшнему обществу этого не хватает. Музыка тех лет — интересна и красивая, она заслуживает быть известной во всем мире.
— Современный джаз изменился?
— Тогда джаз — это был экстрим, а сейчас — это интеллектуальная музыка, которую слушает небольшая прослойка людей. Мне как человеку, который занимается массовой культурой (в хорошем понимании этого слова), если речь идет о качестве продукта, грех не подсадить массы на джазовый проект.
— Фома из «Странствований» назвал вас наиболее гастролирующим исполнителем Украины…
— Мы ездим, а другие сидят на месте… Все просто — это провинциальный комплекс, который состоит в том, что вокруг нас магазины «Милан», кофейня «Визави»… Мы никогда не увидим украинского названия наподобие «Киевские поля» или «Жемчужина степи», по крайней мере, в Киеве. Люди сознательно презентуют себя как импорт, сторонясь украинского. А когда человек не отталкивается от своей земли, не имеет идентификации — это провинциализм. Играем украинскую музыку, создаем украинский мелос, но в европейском контексте. Еще при Советском Союзе французы начали приглашать на гастроли такие коллективы, как «ДДТ», «Аукцион», «Алиса», «Центр», и в том числе «ВВ». Тогда мы играли в странах настоящего Евросоюза. Европейцам не интересно слушать то же самое, что компонуют и они сами, за исключением того, что язык в песнях украинский… Такой продукт будет интересный разве немногочисленной диаспоре…
Олег Скрипка. Фото: 7ja.net
— Из каких стран и какой опыт работы министерств культуры стоило бы перенять Украине?
— Взял бы за образец Францию. Не только потому, что это — моя вторая родина, а и потому, что французы столетиями работают над культурным направлением развития страны. Они четко понимают, что имидж Франции в мире должен, в первую очередь, ассоциироваться со словосочетанием «культурная страна». Вкладывают огромные деньги в бюджет собственный на культуру, поэтому и имеют результат. У нас же культура питается остатками из бюджета. Австрийцы, венгры, швейцарцы серьезно поддерживают классическую музыку: Моцарт на FM-Радио — это норма. Красивый пример для Украины — Скандинавия. У них происходит масса фестивалей с акцентом на качество жизни, экологичность. Путешествия и отдых там пользуется огромной популярностью среди всех слоев населения.
Интересный опыт, но не в плане правительства, а музыкальный, на уровне этноса — это Румыния, Молдавия, Балканы, Арабский мир и Индия. Они фантастически переваривают весь этот мир. Приходит к Индии фламенко — они его в три секунды переработали на свой стиль, приходит рок — здесь же в них появляется индийский рок, реп или р’н’б. Это тот этнос, который музыкально переваривает любую современную тенденцию, развиваясь, а вместе с тем сохраняя свое. Нам нужно учиться не быть как американцы, а быть как украинцы. «Металл» — нет вопросов, но делайте его украинским. Для этого нужно научиться себе уважать. Украинцам не хватает самоуважения, из которого все начинается… У нас СМИ сегодня не работают на общество, а наоборот — против. Сохранение фольклора, который существовал тысячи лет, стало тонким делом. Мощнейшим инструментом, который разрушает эту культуру, есть масс-медиа, т.е. телевизор, который пришел в каждый дом, сельский в том числе. И если когда-то на селах пели народных песни с тысячелетней историей, то ныне поют «У нас на районе»…
— У вас не так давно родилась дочка, но во всех интервью вы отказываетесь об этом говорить… Разве дети это не прекрасно?
— Прекрасно, но… Чем больше люди будут знать о моей семье, тем меньше они будут знать моих песен. А я хочу, чтобы люди знали мою музыку, чтобы мир был культурным, а не бытовым. В мире считают, если артист пропагандирует не культуру, а показывает на камеры свою частную жизнь, быт, — значит, ему больше нечего предложить. Чем более культурными будут люди, тем лучше у них будут складываться отношения в семье… А светская жизнь — это низкая культура.