Это прогнозирует исландский банкир Маргейр Петурссон, которого New York Times признала одним из лучших мировых финансистов.
«Вы бы не хотели приобрести Исландию за 99 центов? Правда, в цену не входит остров Гренландия и певица Бйорк». Объявлениями такого типа был переполненный Интернет осенью в прошлом году. Финансовому кризису хватило нескольких месяцев, чтобы одна из самых богатых даже по европейским меркам стран оказалась на гране дефолта.
Исландская крона обесценилась на 70% (больше, чем гривна), а три наибольшие исландские банка обанкротились и были национализированы. Выжил лишь один небольшой банк, который сейчас является единым независимым коммерческим банком в Исландии. Его руководитель и основатель — Маргейр Петурссон — в прошлом известный гроссмейстер. Человек, который одиннадцать раз принимал участие в шахматных олимпиадах и нередко занимал призовые места, умеет продумывать ход заведомо. Поэтому и к кризису Петурссон начал готовиться тогда, когда даже в Штатах о нем еще не говорили. Недавно Маргейр Петурссон побывал во Львове — он является инвестором одного из местных банков.
— Бывшим спортсменам нечасто удается начать успешный бизнес. Вам без проблем удалось переквалифицироваться. Финансовый рынок похож на шахматную доску?
— И в шахматах, и в бизнесе нужно думать о стратегии. Этим они похожи. Финансы — это не совсем игра, но здесь ты тоже имеешь определенную цель, и ищешь комбинации, благодаря которым ее можно достичь. В шахматах нужно поставить мат сопернику — и партия выиграна. В бизнесе соперник не один. И одновременно тебе нужно двигать несколькими фигурами, чтобы получить прибыль. Нужно постоянно думать, как использовать свои ресурсы. В шахматах временами приходится жертвовать какими-то фигурами, чтобы выиграть комбинацию. В бизнесе тоже. Скажем, закрыть одно отделение, чтобы открыть другое в лучшем месте. Чтобы сохранить банк, тоже пришлось пойти на жертвы. У меня был еще один бизнес — буры для нефтяных буровых скважин, но пришлось от него отказаться, чтобы сохранить банк.
— Когда ощутили, что в экономике Исландии что-то пошло не так?
— В 2005 году, когда начался бешеный бум. Недвижимость стала очень дорогой, акции тоже. Цены были нереальными, национальная валюта — переоцененной. Банки брали займы в Англии или в Скандинавских странах и переодалживали их. Банки скупали недвижимость, как в своей стране, так и в зарубежных странах. Пользовались спросом апартаменты в Испании. Становилось понятным, что вот-вот все это лопнет. Мы перестали принимать участие в кредитовании, начали продавать активы и рассматривать возможность инвестирования за границей. В частности, в Литве и Украине. Основные инвестиции у нас в Украине.
— Почему выбрали именно Украину?
— Мы выбрали страны, в которых было место для роста. Что делать в Англии или Скандинавии, если там все банки прекрасно работают? Я в банковской системе работаю 25 лет. Когда я начинал, банковская система Исландии была полностью государственной. Потом был период отвесного развития. Мы дошли такого уровня, как Германия, Франция, Испания. Я видел, как это происходило, видел, какие ошибки мы делали, мне интересно применить свой опыт. Повторить все еще раз. Мы пробовали в Литве, но там уже было много развитых банков. Рассматривали и Россию, но остановились на Украине. Банковская система Украины не так развита, как в Европе.
— Или уже стабилизировалась экономическая ситуация в Исландии? Какие мероприятия проводит ваше правительство, чтобы выйти из кризиса?
— Банковская система начала восстанавливаться, но экономическая ситуация еще нестабильная. Крона обесценилась еще больше, чем гривна. Когда я впервые приехал в Украину, то за одну гривну нужно было отдать одиннадцать крон. Теперь — семнадцать… Наша страна получила много кредитов на стабилизацию. Скажем, сегодня Россия объявила, что выдаст кредит Исландии. До того кредиты предоставляли Норвегия, Швеция, Дания и Польша. Исландия подала заявку на вступление в Евросоюз. Сейчас в Исландии запрещено инвестировать и переводить капитал в другие страны. С декабря прошлого года исландцам запрещено выдавать кредиты… У нас теперь значительно больше ограничений, чем в Украине.
— По вашему мнению, какие мероприятия необходимы в Украине, чтобы стабилизировать экономику?
— Стране обязательно нужны структурные реформы. Если их не будет, то через четыре-пять лет кризис повторится. Нам тяжело понять, чему ваша экономика в таком состоянии. У вас есть все: черноземы, сельское хозяйство, индустрия, образование. Расположение страны прекрасное: Черное море рядом, Евросоюз рядом… Этот вопрос управления. Не понимаю ваших политиков. Я стал большим оптимистом Украины после Померанцевой революции. Пять лет прошло, а ничего не изменилось. Теперь я разочарован так же, как каждый украинец. Думаю, вы заслуживаете на лучшее.