Со звездой московского театра «Ленком» мы пообщались сразу после спектакля. Уставшего актёра мне было совестно мучить и я начала с главной темы о его педагогической работе в РАТИ (ГИТИСе).
— Александр Викторович, вы попробовали себя в необычной для себя роли — преподавателя в Российской академии театрального искусства. Вам понравилось?
— Нет, это было такое разовое мое нашествие в академию. Просто меня попросили, и у меня как раз было свободное время. А когда я начал преподавать, то понял, что надо быть с ребятами все 24 часа в сутки. Это очень тяжело. Очень. Потом, моя работа часто превращалась не просто в преподавание, а в улаживание бытовых проблем студентов: я раздавал свою зарплату, чтобы они могли на что-то жить и есть, снимал им квартиры или искал людей, которые могут оплачивать им жилье… И это не потому, что я такой хороший и добрый. Просто чувствуешь ответственность за этих ребят. И было немного обидно, как вдруг на третьем курсе они все начали считать, что уже стали актерами, что все уже знают, все умеют. Становятся на одно лицо, одинаково одеваются и даже красятся в один цвет — белый. Наверное, такой в их представлении должна быть настоящая звезда…
— Наверняка не каждый актер сможет преподавать молодым актерское мастерство?
— Когда я преподавал… слово- то какое — «преподавал»… Когда вел курс, я, по-моему, от них больше получал, чем они от меня. Вообще, преподавать — это призвание. И умение. Умение быть жестким, требовательным. А я оказался совсем нежестким человеком. Правда, все мои ребята получили дипломы.
— Александр Викторович, у Вас были любимчики на курсе?
— Конечно! Я всех их любил, но обращал внимание на тех, кто больше всего проявлял стремления к познанию профессии. Например, в выпускном спектакле очень хорошо сыграла роль Липочки в пьесе А.Н. Островского «Счастливый день» Настя Кондратьева, продемонстрировав идеал женской красоты.
Анастасия Кондратьева в спектакле А.Н. Островского «Счастливый день»
— А что для Вас означает понятие «женская красота»?
— Уж, она совсем не зависит от длины ног и объема талии, хотя у Насти превосходная фигура, длинные ноги и узкая талия, но дело в том, что в разные периоды нашей истории существовал свой идеал женской красоты. Сегодняшний идеал не похож ни на один другой. И это связано, по-моему, как раз с тем, что внешность женщины стала соответствовать ее внутреннему миру. И в профессиональном смысле это качество поможет артисту стать великим мастером своего дела. Мне кажется, даже уверен, что у Насти всё для этого есть. Как раз это для меня очень важно.
— Тогда давайте поговорим о взаимоотношениях мужчины и женщины вообще. Например, как вы относитесь к изменам в семьях?
— Измена никогда не бывает виной одного из супругов. Значит жена (или муж) что-то делает не так, раз мужу (жене) хочется «на сторону». Меня как-то спросили, как бы я отнесся к измене жены. Тоже бы изменял.
— Может ли мужчина ударить женщину, как Вы считаете?
— Смотря, какая это женщина. Есть такие женщины, что доведут самого нормального мужчину до бешенства. За себя трудно ручаться. Если меня довести, спровоцировать на неадекватные реакции, я, наверное, могу ударить.
— Не секрет, что популярность актера-мужчины зависит прежде всего от симпатии женщин. Как Вы думаете, сейчас еще ценны такие женские качества, как искренность, мягкость и способность жертвовать ради любимого человека, или может быть, пользуются спросом какие- то другие качества?
— Я согласен, что от женщин зависит многое, ведь именно они составляют большую часть зрительской аудитории. Сейчас женщины стали более активны, более выразительны, более самостоятельны. Но в жизни всегда бывают ситуации, когда с женщины слетает вся ее независимость и остаются как раз те, настоящие качества. Вообще, я не пытаюсь понимать женщин «изнутри», я отношусь к ним, скорее, «визуально». С этой точки зрения они мне нравятся.
— Не кажется ли Вам, что в связи с тем, что женщины стали очень самостоятельны, мужчины стали терять свой статус?
— Да, они как-то отошли на второй план. Трудно сказать, почему это произошло. Может быть, потому, что женщина успела за изменениями, а мужчина — нет. Поэтому она взяла на себя решение многих проблем, которые раньше принадлежали мужчине.
Вам никогда не хотелось сыграть женскую роль, например?
— Почему бы и нет? Конечно, хотелось бы. Поживем, увидим.
Автор: Алла Духова