Популярная писательница, скандальная журналистка, драматург, сценарист, театральный критик и просто очаровательная длинноволосая женщина… Все это о киевлянке в пятом поколении Ладе Лузиной, которую через любовь к мистике называют «главной ведьмой Украины». Про свои явные и скрытые амплуа, литературу, журналистику, политику, гадания, мужчин и кошку рассказала Лада Лузина.
— Вы разделяете себя на четыре «я» — Лада Лузина, Владислава Кучерова, Гена Б. (гений будущего) и «я — влюбленная». Который из этих четырех сущностей обычно берет верх?
— Лада Лузина — эпатажная, скандальная женщина, это мой публичный образ. Владислава Кучерова — противоположность Ладе Лузиной, это я — домашняя, скромная, сдержанная, сижу вечерами у телевизора в объятиях мужа. Это наиболее интимная сторона меня и наиболее близкая. Но Владислава — обычная мещанка, и хотя я принимаю ее такой, какая она есть, не чувствую к ней чрезмерного уважения. «Я — влюбленная» — это наиболее неуправляемая, безумная часть меня, я ее даже побаиваюсь. Ведь когда она правит, все вокруг летит в никуда. Самое интересно мне с Геной Б., на него возлагаю больше надежд. Он всегда находится в поиске интересных тем, много читает, увлекается историей, философией, религией, мистикой…
Пока не разделилась на четыре «я», не знала, почему у меня так много противоположностей. Когда произошло разделение, стало проще управлять собой…
— Большинство женщин, найдя свою любовь, стремятся отдаться ей без остатка. Вы же неоднократно отмечали, что пытаетесь держать свои самые интимные чувства в рамках. Почему?
— Для меня семья и любовь — разные вещи. Семья — это покой и любовь. А любовь — это неуправляемое безумие. Слава Богу, «я — влюбленная» давно не проявлялась. Она сидит за решеткой, возможно, пожизненно.
— Вашего мужа Игоря устраивает то, что вы не любите его безумно?
— Безумная любовь разрушает семью. Оно не является продуктивной, я в нее не верю. Руководствуясь сентенциями Эрика Крома, любовь — это знание, внимание и уважение. Это и есть секрет моего семейного счастья.
— Муж не теряется в ваших четырех «я»?
— Игорь практически не встречается с Ладой Лузиной или с Геной Б. Он не любит тусовок. Поэтому мы с ним встречаемся дома, где становлюсь Владиславой Кучеровой.
— Вы с мужем — разные люди. Он работает в банке, и даже не знал, кто такая Лада Лузина, знакомясь с вами в Интернете. Нетрудно двум личностям из разных сфер деятельности находить общий язык?
— Мой богатый жизненный опыт подсказывал, что журналисты, писатели, актеры, певцы, музыканты, режиссеры, операторы… мне не подходят. Так, как не должно быть две хозяйки на одной кухне, так и не должно быть два «гения» в доме. Продуктивными являются только семейные тандемы продюсер-певица, режиссер-актриса или писатель-писательница, если они работают над одним проектом. В остальных случаях творческому человеку нужна нормальная уравновешенная половинка, в которой отсутствуют творческие срывы и которая бы гармонировала атмосферу в доме.
— Но понимаете ли вы друг друга?
— Нашла правильного мужчину. Он увлекается фантастикой и мистикой. Игорь прочитал много книг и часто дает мне советы, куда лучше повернуть сюжет будущей книги, что добавить, а что лучше выбросить из произведения.
— А он читает ваши книги?
— При угрозах развода — да. (Смеется). Смирилась с этим. Меня не читают мама, папа, даже мой издатель! Мое творчество живет отдельно от семьи. Самое главное, нравиться своим читателям.
— До недавнего времени вы жили журналистикой. Но сейчас больше сосредоточились на сочинительстве. Почему так?
— Журналистики в моей жизни сейчас нет. Веду рубрику в женском журнале. Не ставлю точку на журналистике. Нахожусь в бессрочном отпуске. Возможно, через год-два вернусь в журналистику.
— Вернетесь в журналистику в том же скандальном образе Лады Лузиной?
— Это будет нечто другое. Способна удивлять саму себя. Не уверена, надолго ли меня хватит в сочинительстве. Возможно, завтра увлекусь ядерной физикой, политикой или пойду в монастырь. В этом и есть интрига, когда ты для себя являешься бесконечностью. Самое интересно, что со мной будет в будущем.
— Вы сказали о возможности заняться политикой…
— Когда уходила из скандальной журналистики, говорила, что проблема этой сферы в том, что в ней нельзя быть хорошим. В скандальной журналистике ты должен найти жареные факты, объект которых не хочет их публиковать. Но ты их публикуешь, создавая людям неприятности. Подобной сферой является и политика. И не дай Бог, там оказаться. Не верю в хороших политиков. Просто кому удалось лучше замаскироваться. Если же в политику попадают нормальные люди, их съедают.
— Вы сказали, что в журналистике вам неоднократно приходилось приносить людям неприятности. Или не сталкивались с угрозами?
— Меня всегда незаслуженно прощали. Бывало, что люди, о которых писала не очень хорошее, становились моими друзьями. Это сложная специфика взаимоотношений журналиста со звездами. Но понимаю, что многим людям существенно извратила жизни. Хватает вспомнить скандальный материал с покойным Николаем Мозговым. После нашего интервью часть украинского шоу-бизнеса отвернулась от него на несколько лет, он потерял финансирование, не смог вывести на должный уровень свой фестиваль. И хотя Мозговой никогда мне не упрекал, видела, к чему привел мой поступок. В свое время была убеждена, что правда не бывает аморальной. Но осознание того, что правда не всегда приносит добро, заставило меня покинуть скандальную журналистику.
— Вы написали книгу о жизни в шоу-бизнесе, которая имела немалый успех. Сейчас интересуетесь миром звезд?
— Когда пришла в журналистику, казалось, что только звезды интересны публике. У меня в это время был ярко выраженный богемный снобизм. Сейчас меня больше интересуют люди в трамвае. Понимаю, почему Достоевский брал сюжеты из газет. События, предлагает жизнь, ярче от шоу-бизнеса и скандалов.
— Но у вас много друзей в украинском шоу-бизнесе. С Натальей Могилевской даже планировали писать совместную книгу…
— Друзья и работа существуют отдельно. Хотя с Наташей Могилевской действительно начали работу над книгой «6 и 66 законов шоу-бизнеса». Но не знаю, когда закончим ее. У нас тотальное несовпадение в рабочих графиках.
— Ваши книги являются одними из самых продаваемых в Украине. В чем секрет?
— У меня несколько секретов успеха. Во Львове на Форуме представила новую книгу «Киевские ведьмы. Рецепт мастера». Это первый в Украине книжный сериал, который выйдет в шести книгах. Первые две представила. Следующие две выйдут в мой день рождения — 21 октября. За написание последних еще не садилась. «Киевских ведьм» уже продано более 150 тысяч экземпляров. Это большая цифра для Украины. Главное — идти навстречу читателю, но не «попсовым» путем. Роман «Киевские ведьмы» задумывался как доступный учебник по истории. Вспоминаю слова Романа Виктюка: «подсовывают им отравленную конфетку в красивой обертке». Подсовываю читателям исторические факты не в учебнике, а в виде захватывающего сюжета. Многие после прочтения моих книг начали читать историю.
— Много внимания в своих книгах уделяете Киеву. Не думали писать и о других городах, в частности о Львове?
— Есть два города, кроме Киева, которые прекрасно знаю, — это Львов и Одесса. Но они еще не выстрелили в моем творчестве. Вынашиваю в мыслях историю о Львове. В Киеве есть тринадцать лысых гор. Имеет возвышенность и Львов. По моему новому сюжету, героиня за ночь должна облететь все лысые горы Украины…
— В ваших книгах мистика часто сочетается с религией. Верите в Бога?
— Я — верующий человек. Но считаю, что в Украине, особенно в Киеве, мистика идет рядом с религией. Киев издавна называли столицей веры и столицей ведьм. Известному мистику Гоголю поэтому и было трудно жить в России, ведь там понятия религии и мистики не миксуются.
— Из-за откровенной любви к мистике вас называют «главной ведьмой Украины»…
— Люди рождаются с интересом к мистике. Некоторые не придают этому значения, а другие — пытаются раскрыть мистические тайны. Прекрасно понимаю Михаила Булгакова, которого всю жизнь волновал образ сатаны. И я имела внутреннее желание понять, что такое, эти духи. Ведьма — национальный украинский персонаж. Если собрать вместе все книги, где есть упоминания об этой даме, получится многотомное издание. Практически все украинские писатели склонны к мистицизму. Не случайно два главных мистика России — Гоголь и Булгаков — родом из Украины. Когда начала смотреть американский сериал «Все женщины — ведьмы», проняла злость. Имея в Украине такой исторический мистический потенциал, не пропагандируем его. Решила, что я сделаю это.
— Не боялись браться за эту тему?
— Для меня мистика — бытовое явление. Бывает, что выдуманные мною в книге вещи сбываются. Писатели умеют настраиваться на определенную волну и на подсознательном уровне считывать с нее информацию.
— А может, угадываете эти события через гадание. Часто заглядываете в будущее?
— Когда то часто раскладывала карты Таро, себе и подругам. Гадания сбывались. Но устала и начала отказывать в предсказании.
— В древности женщины-гадалки обязательно носили длинные волосы. Ваша коса помогает вам настраивать связь с потусторонним миром?
— С древнейших времен известно, что в волосах женщины прячется дьявол, и именно благодаря длинным волосам ведьмы имели возможность общаться с духами. Поэтому инквизиторы, поймав ведьму, отрезали ей волосы. Через силу длинных волос женщина должна прикрывать их, когда входит в церковь.
— Что может стать толчком к обрезанию вашей косы?
— Старость. Решила, что в 60 лет обрежу волосы и буду красить разными цветами. Давно думала, как это быть блондинкой, рыжей. Но сейчас ни один парикмахер не рискует браться за покраску моих длинных волос.
— Одним из ваших верных спутниц в жизни есть кошка. Это дополнение образа — женщина-ведьма с длинной косой, у ног которого всегда путается кот?
— Моя киса — легендарная. У меня тяжелые депрессии происходят раз в десять лет. Предыдущая была в 2000 году. Тогда у меня начались проблемы со зрением, неизвестно было, смогу в дальнейшем писать. В это время встретила Басю. Она — классическая кошка, однако со счастливым трехцветным окрасом. Верю, что именно Бася вывела меня из депрессии, и с тех пор на протяжении десяти лет приносит мне счастье. За это десятилетие в моей жизни произошло много положительных изменений — вышла замуж, стала известной писательницей, нашла покой и гармонию. Когда вышла замуж, сказала мужу: «Ты думаешь, тебе повезло, что ты встретил меня? Тебе повезло, что ты встретил Басю!» (Смеется).
— Когда вы заявляли, что супружеская жизнь не для вас. Однако уже шесть лет в счастливом браке. В свое время вы также совершенно отрицали материнство. Или изменили взгляд на эту тему?
— Есть женщины, которые рождаются с желанием стать мамой. Это — не про меня. Всегда хорошо относилась к жизни без детей, потому что не чувствовала потребности в детях. Когда выходила замуж, предупредила мужа, что не рожу ему детей. Он согласился, ведь есть ребенок от первого брака. Через шесть лет замужества начала задумываться над материнством. К реализации этого замысла еще не приступила (смеется).