Каждый из нас «обрастает» привычками: грызем ногти, ежедневно выносим мусор и два раза в год устраиваем генеральную уборку, вечерами смотрим одни и те же передачи, каждое утро «сдаем кросс» на своей собаке, зачеркиваем дни в настенном календаре, не опускаем крышку унитаза… Милые «домашние» привычки не мешают нашим близким. Главное, чтобы наши «причуды» не залезали на территорию публичную. Привычки, которые психологи называют «демотиваторы», могут изменить нашу карьеру до неузнаваемости — когда топ-менеджер «скатывается» до простого клерка, а наемный директор успешной торговой компании обреченно плетется в Центр занятости…
«Синдром сороки». Такой уж человек есть — бросается на все, что блестит. Гораздо интереснее раскладывать пасьянс на компьютере, сплетничать с коллегой, болтать с мамой по телефону или «сидеть» в социальной сети, чем выполнять то, что требует от вас работодатель. «Неспроста переключаете внимание, — убежден психолог Виктор Кудрявцев. — Или страдаете расстройством с дефицитом внимания, или страдали в прошлом — от авторитарных родителей. Ремнем, силой отец или мать заставляли вас делать то, чего вам хотелось меньше всего. Вы слышали из уст: «Надо!», Но никогда не прислушивались к своему: «Хочу!». А теперь у вас проснулся сопротивление… Всегда были усидчивым человеком и о детстве у вас — только лучшие воспоминания? А тут вдруг начали оттягивать «удовольствие»? Просто это — не ваша работа, не ваш коллектив, не ваша профессия»…
«Видимость бурной деятельности». Нетерпеливость — большой недостаток. Как только взялись изучать немецкий, а уже хотите понимать, о чем говорит Ангела Меркель. Понятное дело, из потока фраз «вычленяете» лишь отдельные слова. Разве не повод записаться на индивидуальные занятия, а групповые — посещать с большей интенсивностью? Вечерами — слушать Deutsche Welle и каждое утро пробегать глазами заголовки Der Spiegel? Стоп, так и «платы» погореть могут! Человек, который с таким «энтузиазмом» форсирует события, обречен на провал. «У кого «предохранители» сгорят, когда он библиотеку перечитает, а у кого – когда «зазубрит» конспект, — говорит психолог. — Не раз имел дело с такими пациентами: сегодня они — в приподнятом настроении, работоспособны и беспокойные как действующий вулкан. А завтра — в глубокой депрессии, обессиленные, едва ноги волочат. Когда это состояние называли «маниакально-депрессивным психозом». Теперь — «биполярным расстройством личности». Относитесь к себе внимательнее: погрузившись с головой в работу, можете довести себя до нервного срыва или… стать гением».
«Я — не трус, но боюсь». Каждый из нас иногда чувствует плохо: голова болит, отец заболел, с женой поссорился… Как в таком состоянии браться за выполнение важной задачи? Как идти на совещание, когда к выступлению не готов? «Человек, который подчиняет свою жизнь перфекционизму, не будет счастливым, — убежден психолог, гештальт-терапевт, специалист по нейролингвистическому программированию Ольга Лазаренко. — Будучи излишне ответственным и требовательным к себе, тратить жизненную энергию впустую. Будет человек перфекционистом или нет, зависит от того, какое детство обеспечат ей родители, хвалить его только за успехи или замечать даже тогда, когда не достигнет желаемого результата ».
«Здоровье ничего не стоит, но без него все остальное — не стоит ничего». Чтобы не болеть (а, соответственно, не брать больничные), по врачам надо бегать задолго до того, как «приспичит». А еще — забыть про перекуры каждые полчаса, сытные обеды в фаст-фудах и «випивоны» после работы.
«Винтик — до винтика, копейка — до копеечки». Чрезмерное внимание к деталям не одного карьериста погубило. Конечно, прежде чем приступить к работе, надо проанализировать возможные риски и решить, какие методы в достижении цели будут наиболее эффективными. Главное — не зацыкливаться на мелочах. Если сотни раз измерять прежде чем отрезать, можно забыть, куда положили ножницы. Конечно, кто не рисует в воображении финальную картинку – к примеру, автомобиль мечты infiniti, на успех может не рассчитывать. Но все хорошо в меру. «Человек «примеряется» в двух случаях: когда хочет успеха или избегает таким образом неудач, — добавляет Ольга Лазаренко. — Возможно, кто нанес ему психологическую травму — поэтому и боится поражений, какими бы ничтожными они ни были. Такая боязнь — разрушительна для человека. Он — не уверен в себе, каждое критическое замечание причиняет ему боль. Ему лучше не демонстрировать активность, чем снова попасть «под обстрел». Люди-«нарциссы» разделяют мир на «хорошее» и «плохое». Если они успешны — значит, все в порядке. Зато даже малейшую ошибку трактуют как поражение»…
«Пусть это сделает кто-то другой». Если работник свято уверен, что его коллега лучше справится с задачей, даже не попытается убедить руководство в обратном.
Оглядываться на других — большая ошибка. Каждый человек имеет свой бесценный опыт, которого у нее не отнимешь. Помните: кто позволяет на себе «набивать руку», сходит с дистанции быстрее других.
«Задача — на первый-второй рассчитайся!». Представьте: вы проснулись в хорошем настроении и имеете четкие планы на день сегодняшний. Вдруг на горизонте появляются другие проблемы, требующие немедленного решения. Запланированные задания — не сиюминутные, могут подождать… Это — неправильная тактика. Проблемы надо решать по очереди. Как говорила героиня «Унесенных ветром»: «Об этом я подумаю завтра». Сначала беритесь за работу, которая обеспечивает вам основной доход. Не сможете усидеть на нескольких стульях одновременно. А если попробуете — непременно упадете.
«На самом деле бытовые, семейные дела важнее тех задач, которые ставят перед нами наши карьерные амбиции, — говорит психолог, специалист по телесно-ориентированной терапии Анна Нижник. — Но есть ситуации в жизни, когда нам приходится отдавать работе львиную долю своего времени. Есть такое понятие в психологии — «прокрастинация» — когда выполнение важных дел постоянно откладываем «на потом». Возможно, потому, что боимся неудач, а, возможно, потому, что желание «делать блестящую карьеру» — отсутствует? Прислушайтесь к тому, что говорит ваше бессознательное».