17 марта 2025

Ох и нелегкая эта работа — работу искать!

Ох и нелегкая эта работа - работу искать Трудоустроиться во Львове становится все сложнее

Услышала, как на улице парковщик обратился к знакомым мужчин, не имеют для него какой-то работы. «Никто не паркуется!» — Громко кричал он. Знакомая продавец жаловалась, что имела 5 % от продаж, и из-за кризиса владелец «обрезал» зарплату до 3 %. «Хозяин платит мне 10 грн. с одной проданной вещи, — сетовала на рынке продавец. — Продал два вещи, иду домой». Знаю и другую историю. «Сын работал в милиции, но уволился. То, что там делается, в голову не укладывается. Сейчас сидит дома. Обещают ему работу на заправке». «Список» искателей лучшей работы можно продолжать… Немало львовян страдают от унизительно низкой зарплаты или же не имеют работы вообще.

Возможно, я несколько сгущаю краски, но, мне кажется, во Львове работают преимущественно рынки. Это и соломинка, за которую держатся женщины. В то время их мужья забавляют дома детей. Смелые отцы уезжают на заработки за границу. Если из села выезжает хотя бы один человек, следом пойдут и другие крестьяне.

Немало мужчин с высшим образованием идут в охрану. Есть и такие, которые соглашаются работать на частном строительстве, чтобы украсть несколько мешков цемента домой… Дороги во Львове ремонтируют иностранцы (украинские рабочие есть, но немного), так же, как и строят стадион. Например, пробиться безработным львовянам (тем, которые зарегистрированы в городском Центре занятости) на строительство евростадиона так и не удалось.

Если открыть газету с предложениями работы, можно попасть впросак. Моя знакомая, которая искала работу домохозяйки, чуть не нарвалась на извращенца. Вовремя сориентировалась, и убегала от «работодателя» дальше чем видела.

В городском Центре занятости людей маловато. Слоняются огромным помещением преимущественно молодые люди и те, которым под пятьдесят. «Искала работу девять месяцев. Так ничего и не нашла. Ухожу в декрет», — говорит молодая женщина Ирина.

Все знакомые Ирины ищут работу преимущественно через «связки» (по блату). «Через биржу еще никто не устроился, — говорит. — А теперь еще и сделали четыре обязательных посещения в месяц (раньше было два). Наверное, чтобы больше людей отсеялось. Ибо если безработный пропускает одно посещение или семинар без уважительной причины, выплаты ему сокращают на 90% ».

Господин Владимир — ветеринар, до пенсии ему — пять лет. Когда был «большим начальником» в районной ветклинике. Когда власть сменилась, работал в охране. Имеет проблемы со здоровьем. Где искать работу, понятия не имеет. Ездил к родственникам в Кишинев, там тоже газеты пестрят объявлениями про поиск работы — lucru in Chisinau. «Когда был в соответствующей должности, всем был нужен, телефон был «красный», — говорит. — Теперь старые «друзья», которым звоню, трубку не поднимают, зная, что работу ищу»… На мое замечание, что во Львове открылось немало частных веткабинетив, человек лишь рассмеялся. «Они (господин Владимир имел в виду детей обеспеченных родителей, которые имеют деньги, вот и открывают такой бизнес. — Авт.) Берут на работу молодых и управляют ими, как хотят. Половину зарплаты дадут легально, остальное — в конверте. Мне такие условия не подходят». Если тебе под пятьдесят, шансы найти рабочее место уменьшаются процентов на семьдесят… Иногда могут предложить выполнять какую работу (скажем, обрезать деревья у трасс), не имея на это никакого письменного разрешения — только «плечи» во властных коридорах. В случае несчастного случая пострадавшему придется самому «выкручиваться» …

Директор городского Центра занятости Олег Рисный тоже признается, что хотел бы иметь большую зарплату. Но реально оценивает ситуацию на рынке труда… «Наша цель — помочь людям, которые активно ищут работу, а не тем, кто хочет продержаться время или регистрируется ради субсидии. Безработные должны заходить в Центр занятости ежедневно. Ведь у нас постоянно появляются новые вакансии». «Сколько процентов даете, что человек найдет работу». «Я гарантии дать не могу никому. Заставить предпринимателя кого то принять на работу, а особенно того, кто работать не хочет, невозможно. Есть такие, которые еще на собеседовании с работодателем ставят завышенные требования: «Гарантируйте, что летом я получу путевку в Крым» или «После шести не могу задерживаться на работе ни на минуту». Сначала надо заработать на все эти бонусы».

По словам Олега Рисного, во Львове более 300 тысяч занятого населения. «На вашем стенде предприниматели предлагают инженеру-строителю в среднем 1500 грн. Учитывая нынешние цены, такая зарплата является смешной». «Если строительная компания предложит высокую зарплату, то скорее найдет себе работников. Иначе будет нести убытки. Директор или владелец должен на это взвесить. На Львовщине средняя заработная плата в пределах 2300 грн.».

Олег Рисный рассказал, что на учете в городском Центре занятости находится 3620 безработных (из них 2219 — женщины, 1888 — молодежь до 35 лет). С начала года трудоустроены 5,5 тысячи человек. В среднем безработные получают 900 — 988 грн. в месяц (максимально — 2300 грн.). Сумма выплаты по безработице зависит от последней зарплаты. «Никаких задержек или безосновательного сокращения выплат не предвидится», — уверяет директор.

Максимально стоять «на бирже» человек имеет право в течение года. В Европе этот термин в половину. За это время она может временно трудоустроиться на общественные работы. Скажем, проводить мониторинг движения общественного транспорта или помогать детям возле школ, где сложные перекрестки, переходить дорогу… Зарплата за эти работы — минимальная. Некоторые безработные начинают собственное дело (на это можно получить от Центра занятости от 5 до 20 тысяч грн.). Возвращать эти деньги не нужно. Кто продает цветы, лепит горшки или открывает автосервис… Стимулирует Центр занятости и работодателей, принимающих на работу, скажем, выпускников или одиноких матерей — им год компенсируют заработную плату. Рынок перенасыщен юристами, экономистами и менеджерами. А вот найти хорошего слесаря или сварщика — проблема.

Добавить комментарий