17 июня 2025

В доме — музей военных трофеев

В доме - музей военных трофеев Накануне Дня УПА корреспондент побывала у Виталия Гавгуна, который тридцать шесть лет коллекционирует военные атрибуты.

О том, что Виталий Гавгун — лесник, можно догадаться, увидев его двор. Здесь — сосны, пихты, туя, можжевельник… Но, в отличие от своих коллег, которые после дождя бегут собирать грибы, господин Виталий собирает патроны, гильзы, старые винтовки, штыки, остатки от пулеметов, разнообразные значки и жетоны и другие вещи, которыми пользовались военные. Древнейшая находка мужчины — серебряные монеты 1622-1623 гг польско-литовский период. Но больше всего трофеев в частной коллекции господина Виталия — со времен Первой и Второй мировых войн.

В комнату-музей есть отдельный вход. Постороннему человеку туда не попасть — собаки не спускают с незнакомцев глаз. Внутри — настоящий бункер. Светильник на потолке — колесо от телеги (также находка господина Виталия). На столике — немецкая печатная машинка, на полках — железные тазы, прусские, итальянские и австрийские фляги на воду, чайник, которым пользовались партизаны УПА, бидон, в котором были найдены документы УПА. Отдельные полки — с различными патронами, предметами первой помощи. В углу — камин, который внешне напоминает украинскую печь (когда в галицких семьях печи были лазами в домашние тайники). На печи — коллекция старинных железных утюгов. Как объяснил хозяин, утюги — только для интерьера (партизанам было не до гладки одежды).

На стенах домашнего музея в рамочках под стеклом — значки, монеты, жетоны, пряжки, пуговицы от военной формы и другие мелкие находки, а также — винтовки. «Вот — первая патронная винтовка 1871 года — «Верндля», — показывает. — Рядом — российская винтовка -драгунка или казачья 1914 года». Пробую ее поднять, но долго удержать в руках не могу — тяжелая. Следующая — царско-русская «трехлинейка» 1891 года. Над ней висит французский «Лебель» 1916 года (французы вооружали поляков против наших стрелков во время украинско-польской войны). Еще одна винтовка — польский «Маузер» 1929 года.

«Все винтовки плохо сохранившиеся, ведь много лет гнили под землей, — рассказывает владелец коллекции. — Их реставрирую, докупив ремни и другие детали — чтобы были точными копиями тех, которыми пользовались воины разных времен. Зарплаты на это не хватает, поэтому приходится собирать металлолом».

Виталий Гавгун говорит, что его музей — продолжение дела деда Андрея. «Он был связным. Когда дед был «под градусом», учил меня правдивой истории Украины. Баба Ева за это его ругала, потому что за такую науку можно было попасть в тюрьму. Два года назад вспомнил, что дед когда-то рассказывал о закопанных партизанами бидонах с документами в местности между Янова (прежнее название поселка Ивано-Франково) и селом Большое Поле. Взял саперную лопату и отправился на поиски. Через некоторое время что-то в земле зазвенело — один из бидонов. В помощь вызвал ребят из организации «Память». На глазах у них нашел еще один бидон фирмы «Миллер». Все найденные документы передал в Центр исследований освободительного движения».

Немецкую машинку — такую, на которой партизаны УПА печатали свои листовки и послания, господин Виталий нашел весной этого года. «Это были лишь запчасти от нее, — объясняет мужчина. — Пришлось хорошо поломать голову над тем, чтобы ее собрать. Натолкнуться на вещи украинских партизан непросто, потому что они заметали за собой следы. Тайники уничтожали и сжигали советские энкаведисты». «Вот – часы «Восток», который потерял некий офицер, — мужчина показывает уголок НКВД. — Вот — фонарик. Его также потеряли энкаведисты, когда брали УПА. Это — жетоны российских офицеров, на которых — информация об этих людях». В коллекции также — пулемет Шпагина 1948 года, ракетница и патроны тех времен.

По словам Виталия Романовича, Янов (именно так он называет свой родной поселок) — местность, окружена со многих сторон лесами. Именно поэтому здесь происходило много ожесточенных боев. Грозой для НКВД тут был человек с именем Хмара. Он умудрялся покупать оружие у высшего российского командования — за золото.

Все найденные вещи господин Виталий нумерует, фотографирует и описывает — как это делают в музеях. На всех документах ставит печать-трофей — 48-го пехотного польского полка 11-й дивизии армии «Карпаты», погибшей в Яне 1939 году. А держит ту печать в коробке из-под прусского крема для сапог, которую также нашел в лесу.

Мужчина говорит, что места для коллекции в домашнем музее уже мало. Одну винтовку, например, поместил… в кухне. На днях мужчина нашел в лесу австрийский кавалерийский штык гонведов (с венгерского последнее слово означает защитник Родины). После реставрации его нужно куда то «прописать». https://djeneriki.ru/kupit-super-tadarise.html

Коллекцию военных трофеев господину Виталию не раз предлагали продать за огромную сумму местные бизнесмены, но мужчина говорит, что не имеет морального права так поступить, ведь все раритеты — достояние Янова, общины. Лучше было бы передать его местному обществу, но пока для этого нет помещения, поэтому господин Виталий «отвоевывает» у своей родни собственные квадратные метры.

Добавить комментарий