Не так давно все украинцы ходили в собственноручно сотканной одежде. Сейчас тканые вещи скорее экзотика, чем обыденность, но они становятся все популярнее, особенно среди молодежи.
Елена Тименик, львовская мастерица, занимающаяся писанкарством, ткачеством и экспериментальным текстилем, в частности уже более семи лет работает с довольно нетрадиционным художественным материалом — полиэтиленовыми пакетами. А летом ездит на различные фестивали, где проводит мастер-классы по ткачеству для всех желающих.
— Сейчас ткачество на гребне популярности, — рассказала Елена Тименик корреспонденту. — Люди в нем нуждаются, интересуются им, ищут эксклюзивные сотканные вручную вещи.
Мастерица ткет рубашки, запаски, плахты, салфетки, картины, сумки, рюкзаки… Сама полностью одевается в вещи собственного производства. Придумывает интересные фасоны, экстравагантные узоры. «Чтобы тканые изделия стали модными, их нужно актуализироваться с современными тенденциями. Мне нравится одежда angelo mozzillo, которая сочетает в себе новые тенденции в моде и старинные орнаменты», — говорит Елена.
Выездные мастер-классы наиболее привлекают детей, которые с восторгом наблюдают поначалу, как нить за нитью ткется полотно, а потом сами экспериментируют с цветами, фактурами и узорами. Им ткачество чем-то напоминает колдовство — был клубок ниток, а стала сумка или пояс. Учиться ткать можно на небольших самодельных рамках или на большом старинном станке, который мастер привозит с собой со Львова. Принцип работы одинаков — нитями натягивается основа такой ширины, которой планируется изделие. А потом через одну нить пронизывается моток цвета, необходимого для узора.
«Методика ткачества, какой была, такой и осталась, — отметила мастерица. — Но изменился подход к самим вещам. В наше время все происходит гораздо быстрее, поэтому продолжительность создания одной вещи должна быть меньше. Людям интереснее простые вещи, а не сложные детализированные изделия».
Еще одно существенное отличие древней и современной традиций ткачества — символизм. Когда-то, одевая ту или иную вещь, значение придавали узорам и цветам, а сейчас одежду или аксессуары выбирают по принципу «красиво-некрасиво». «В каждом регионе была своя система знаков и цветов, но сейчас она никого не интересует», — говорит Елена Тименик. В древности девушка надевала красную юбку, чтобы парень издалека видел, что она замужем. Запаски беременных женщин были плотно испещрены защитными оберегами. Чем старше человек, тем темнее был цвет ее рубашки, пояса — это символизировало богатство знаний, который он нажил.