Потеряв ноги, не потерял веры в жизнь
Молодой, красивый, энергичный, не думал тогда Роман Процик из села Пневно Камень-Каширского района, что жизнь подбросит страшное испытание…
А несчастье ударило внезапно. Поехал на заработки за границу здоровый и улыбающийся, а вернулся… без обеих ног с измученных от мук и боли лицом. Однако беда не сломила его жизнелюбия и веры в добро. Он покорил собственную неполноценность. Теперь в селе ему даже… завидуют. Ибо другого такого кондитера в окрестности не найти!
Роман научился отгонять от себя грустные воспоминания. Разве сны иногда напоминают про незабываемое ощущение — как сладко ступать босыми ногами по земле. Но мечты обрубает взгляд на шарики — ног давно нет. Много отдал, чтобы сделать самому хоть несколько шагов.
В сезонные заработки парень втянулся не от роскошной жизни — в селе туго с работой. Работал во Львове и Полтаве, позже — в Москве, был в Польше. Трудился до седьмого пота то на стройке, то на ягодах, копейку получал за свой труд неплохую. Вот так убегал от хозяина к хозяину целое десятилетие.
— Семь лет назад мы с товарищем решили в Чехию махнуть, — рассказывает Роман. — Работали на новостройке, затем подыскали другую работу — на заводе по переработке в Праге. Трудились нелегально. В тот злополучный день мне пришлось ножи в машине подтягивать. Почему не обесточил? Бог его знает. Молодой был. А чех пришел, не посмотрел, что кто-то внутри есть, и запустил технику.
Нечеловеческий крик, доносившийся изнутри, заставил владельца выключить мусороперерабатывающие машину. Но те секунды, пока она работала, успели наделать непоправимой беды. Счастье, что мужчины всего не посекло на куски. Однако ноги отрезало.
— Еще минуту назад стоял на ногах, и уже вижу, что уже валяюсь весь в крови, — признается мужчина. — Когда меня достали из машины, вокруг все суетились, ждала «скорая». Настаивали ехать в больницу, и я отказался. Честно скажу: испугался. Подумал: а что, если меня «выпотрошат» на органы и на свалку где-то выбросят? Я здесь никто, нелегал.
Впереди было возвращение домой (посредник, который подыскал эту работу, нанял для Романа и его товарища бус в Украину). Всю дорогу молодой человек думал только об одном — как показаться маме. А она, увидев сына, со слезами на глазах стала успокаивать: искалеченный, но живой.
Чешский врач лишь уколол обезболивающее и кое-как починил один обрубок. Другой уже шили в Луцке, в ожоговом отделении городской больницы. До сих с большим уважением и благодарностью Роман вспоминает своего врача, которая буквально вытащила его с того света, — Лидию Шепель. Она не только скальпелем, но и добрым словом, старается вернуть искалеченных людей к полноценной жизни.
— Многое понял, когда впервые поехал в протезный центр в Ковель. Там тысячи таких! Есть люди в еще худшем положении — кто без обеих рук. Это беда. А я все-таки многое могу сделать сам: есть варю, в доме убираю и хлеб пеку, картофель перебираю и свеклу обрезаю. А такие венки из лука и чеснока, как я, никто в селе не свяжет, — говорит Роман.
Живет Роман с семьей родного брата (родители несколько лет назад умерли). Здесь ему не дают чувствовать, что он «не такой, как все» — ну, разве немного печалится, что с племянником не может в футбол поиграть. Хотя занятий у мужчины хватает. Он и на базаре успевает торговать! Хорошо разбирается в средствах для защиты и роста растений (отец был известным в округе агрономом).
В доме Процик пахнет хлебом. На плите — свежий борщ в холодильнике — домашние сливки, сыр и масло (Роман сам перерабатывает молоко, в его руках «горят», в хорошем смысле этого слова, и сепаратор, и маслобойка!). А еще любит испечь торт. Печет торты на заказ для всего округа. В этом деле Роман мастер! Сначала, говорит, готовил сладости только для семьи. Но их дом гостями полнится. Попробовал те вкусности один — рассказал другим. Так и разлетелась слава о сельском кондитере. Теперь его торты заказывают на различные торжества. Среди постоянных заказчиков — и работники сельсовета.
Кто-то теряет надежду и веру в жизнь, столкнувшись с повседневными заботами, топит горе в рюмке через мелкие недоразумения в семье или на работе. Роману нелегко, но человек не впадает в отчаяние. Научился принимать и ценить жизнь такой, какая она есть, — с ее радостями и горестями.