Львовские кинотеатры отказываются брать в прокат новый фильм режиссера «Владыка Андрей».
В прошлом году в Украине стартовал показ нового фильма украинского режиссера Олеся Янчука «Владыка Андрей» — о митрополите УГКЦ Андрее Шептицком. В столице ленту демонстрировали в нескольких кинотеатрах. Охватит она большинство областных центров. Увидят ее также жители райцентров, в частности Белой Церкви, Каменца-Подольского, Ковеля, Мукачева, Трускавец. Впрочем, накануне премьеры не удалось избежать скандала: во Львове — городе, где картину снимали около года и где жил Андрей Шептицкий, «Владыку» будут показывать в старом кинотеатре — «Львове». А городской «Кинопалац» отказался принимать украинскую ленту в свой репертуар…
— Компании «эллинам», которая занимается прокатом фильма, львовский «Кинопалац» сказал, что не могут включить «Владыку Андрея» в репертуар, поскольку у них — «график».., — рассказывает корреспонденту Олесь Янчук. — Я имел по этому поводу телефонный разговор с заместителем губернатора Львовщины. Напишу открытое письмо министру культуры. Этот же вопрос государственной политики! Понимаю, «Кинопалац» — частный. Они хотят зарабатывать деньги с проката американских фильмов и мульфильмов наподобие Мадагаскар 3. Но у нас — Украинское государство! Где еще, как не во Львове, такая лента, как «Владыка Андрей», вызовет у зрителей наибольший интерес? Хотя ее ждут везде. Поэтому и «касса» гарантирована.
Готовя украинский прокат, мы получили приглашение привезти «Владыку» на известный российский фестиваль «Киношок» (а премьера фильма проходила в Украинском павильоне на нынешнем Каннском кинофестивале). В сентябре его покажут на Неделе украинского кино в Ирландии, в ноябре — в Канаде. Планируется также большая американская премьера.
— На допремьерном показе ленты во Львове вы сказали, что с «Владыкой» украинское кино возвращается на украинские экраны. Это была ваша стратегическая цель?
— Хочу, чтобы украинское кино не было на украинских экранах гостем, причем гостем слишком редким. Так произошло из-за отсутствия надлежащей государственной политики в этом направлении. Должна быть политика государственного протекционизма. Если действовали другие правила финансирования и налогообложения украинского кино, фильмов у нас не хватало бы. А так — украинское кино нерентабельно. Американские блокбастеры захватили мир, зайдите на популярный сайт про кино Filmida.ru и посмотрите какие фильмы пользуются спросом. И Украина — лишь одна из завоеванных территорий. Рентабельным стал и российский кинематограф. Некоторые российские фильмы за неделю проката возвращают расходы на производство и приносят их создателям миллионы. Такое развитие событий возможно и в Украине. Меньше бы равнодушия со стороны политиков. И достаточно просто говорить. Дальше обещаний дело не идет уже много лет.
— В случае с «Владыкой Андреем» был государственный заказ и финансирование…
— Да, семьдесят процентов. Общий бюджет ленты — 11 миллионов гривен. Восемь из них выделило государство, остальное — спонсоры. Но мало снять фильм. Перед тем, как запустить его в прокат, нужно обеспечить мощную рекламу. С этим вопросом я обратился в Министерство культуры. Там мне ответили: «На рекламу у нас средства не предусмотрены». У нас на все есть деньги. На парады. На все! А полмиллиона гривен на рекламу важного для Украины фильма нет… Эта картина поднимает духовность, делает людей добрее, толерантнее. Очистку зрителей я видел собственными глазами — на допремьерных показах «Владыки Андрея». Люди даже говорить не могли… Такой фильм должна посмотреть каждая украинская семья.
— Чувствуете, что с «Владыкой Андреем» настал ваш звездный час?
— Мне не стыдно за этот фильм. Хотя при съемках мы должны были себя в чем-то ограничивать — через финансовые рамки. Но снимали на современную немецкую камеру, которая стоит 900 тысяч евро. Озвучили ленту с новейшими стандартами — в системе Dolbi, правда, в Литве.
— Производитель фильма — Киностудия им. Александра Довженко. Сформировался негативный стереотип, мол, фильмы этой киностудии — вчерашний день. Их создателей обвиняют в излишней театральности…
— Возможно, нам этот негативный шлейф, который тянется за киностудией, и повредил, в частности в отказе львовских кинотеатров брать фильм в прокат. О чрезмерной театральности, то ее в моих фильмах никогда не было. Я не люблю, когда актеры играют. У меня актеры в кадре должны жить. Старшего и молодого Шептицких (актеров Сергея Романюка и Тараса Постникова соответственно) перед съемками я отправил в Креховский монастырь. Чтобы они там пожили, почувствовали атмосферу. Тарас, правда, сразу убежал, сказав, что ему это не нужно. А Романюк остался — ночевал в холодной комнате с видом на кладбище.
— На главную роль имели другие актерские кандидатуры?
— На роль Шептицкого в зрелом возрасте, которую исполнил Сергей Романюк, рассматривал, в частности, Тараса Жирко (сыграл брата митрополита). Выбор в пользу Романюка был сделан благодаря его фактуре. Интуитивно почувствовал, что это — он! С Тарасом Постниковым, который сыграл митрополита в молодости, провел установочные беседы, поскольку сначала на кинопробах он мне не очень понравился. А до маленького Шептицкого — 12-летнего Романа Гринева — претензий не было. Он — бывший львовянин, теперь живет в Киеве. Нашел его на празднике Меланки, которое в столице организует Львовское общество.
— Во «Владыке» вам удалось избежать еще и чрезмерной религиозности в фильме…
— Хотел показать, в первую очередь, человека. Не хотел возводить памятник или снимать фильм исключительно для церкви. Хотя советов хватало: уберите вот этот жизненный момент, и вот этот… Я делал фильм для широкого зрителя. И, как по мне, после просмотра многие будут ходить в церковь не только на Рождество и Пасху.
— Чем запомнился процесс съемок?
— Снимали во Львове, Киеве, Ивано-Франковске. Немного — в Ватикане и Австрии. Наиболее интересной была наша совместная работа над образом Андрея Шептицкого — безграничным образом, который все раскрывался. По актерам видел — по тем трем, которые играли митрополита, как они набирали этот образ. Работали мы медленно. Когда снимают телевизионное «мыло», в день снимают по шесть минут изображения. А у нас только один съемочный день дал такой результат. Это была сцена встречи Андрея Шептицкого с Францем Иосифом. А так — снимали по минуте в день. Иногда — даже по полминуты. Часто ждали многих нюансов, например, природных снегопадов.