15 марта 2025

Екатерина Гороховская: «Я знаю, как учителю заработать деньги…»

Екатерина Гороховская Образование относится к тем сферам жизни, о которых больше всего говорят. Еще бы, каждый из нас прошел свои школы и университеты, и как бы далеко от образования не убежал, вернется, когда будут учиться дети или внуки. Образование Львова последнее время приобрело скандального имиджа.

Год назад экс-начальника управления поймали на фальшивом дипломе, недавно директора и бухгалтера львовских школ поймали на махинациях. Что же случилось с почтенной отраслью? Об этом корреспондент спросила и. о. начальника управления образования Львовского горсовета Екатерину Гороховскую (на фото), которая порой делая противоречивые заявлениями хочет, по ее словам, взбудоражить образование.

— Почему вдруг вылилось столько негатива на львовское образование?

— Так случилось, что отдельные учебные заведения превратились в «детища» определенной группы людей. Нет ротации руководства. Некоторые директора работают на одной должности до 35 лет.

— С другой стороны, такой директор лучше знает проблемы родного учебного заведения…

— Это хорошо, но отдельные люди начинают злоупотреблять. Некоторые директора теряют бдительность, думают, что стали безнаказанными. Вот в школе № 52 будто виноват бухгалтер, но я не верю, что такие вещи могли делать без участия директора (предполагают, в школе долгое время вели двойную бухгалтерию, суммы, которые просили у государства на нужды школы, были значительно выше, чем на самом деле нуждалось учебное заведение. Правоохранительные органы устанавливают, куда делись эти средства). Еще одно — руководитель учебного заведения слишком много внимания уделяет бумажной работе. На это нужно отводить лишь 8 процентов рабочего времени. Остальные должен проводить в коллективе. Недостаточный также уровень обучения и самообразования директоров. Прихожу в школу, а у руководителя нет компьютера на столе. Оправдывается: «Я к секретарю иду в учительскую». Тем временем дети активно пользуются ipadaмы и другой техникой. У них целый мир в том Ipad.

— Не все дети имеют ipad, актуально ли говорить о революции в обучении в наших школах?

— Все ученики такой техники не имеют, но в больше половины она есть. И эти ученики становятся партнерами учителя. Он может во время урока попросить их отыскать ту или иную информацию. Учитель становится неким дирижером. Компьютерные классы в школах должны работать с 8-ми утра до 22-ти часов. И мы с сентября будем требовать такого распорядка и позже, конечно, проверим.

— Родители жалуются на поборы в школах. Как вы боретесь с этим явлением?

— Обычно это выглядит так: собираются родители на собрании, и одна мама говорит: «У нас в классе вроде все есть, но давайте купим еще лучше занавески». Собирают, например, по 60 гривен. Для этой мамы 60 гривен — небольшие деньги. Но есть в классе другая семья, где мама зарабатывает 1200 гривен в месяц, воспитывает троих детей, и даже по 60 гривен за каждого ей дать сложно. Возникает конфликт. Если кто-то возмутится и пожалуется управлению, мы вмешаемся, о поборах узнает общественность. Если же не пожалуются, промолчат, школа получит новый ремонт, и это уже будет положительная история. Руководство школы в эти ситуации не вмешивается, занимает выжидательную позицию. Получится — хорошо, не получится — ничего страшного. Управление образования, правду говоря, тоже не вмешивается, ведь стараемся предоставить больше полномочий директорам.

— Как из этой ситуации выйти?

— В одной школе председатель родительского комитета предложил такой выход. Говорит родителям: «Подсчитайте, сколько этой неделе вы потратили на походы в кафе и рестораны». Кто-то 300, кто 200, а кто-то ничего. Он и говорит: «Давайте на этой неделе не пойдем, а деньги отдадим на нужды школы». В другом учебном заведении создали официальный фонд, куда родители кладут деньги. Так, они платят налоги, но нет лишних разговоров, пересудов, обвинений.

— Интересно было бы сравнить количество медалей в школе с количеством 200-балльников.

— Мы уже взялись за такой анализ. Школа № 93, с которой сейчас имеем столько проблем, имеет в этом году больше всего медалистов во Львове — 15. А ВНО на 200 баллов составил только один ученик (против директора возбудили уголовное дело). ВНО позволяет нам увидеть реальные результаты работы школы — где поработал учитель, а где — репетитор.

— Или жаловались родители управлению на учителей?

— За год, что работаю, официальных обращений не было, но обращались по телефону, сообщали в частных беседах. Родители должны осознавать себя участниками учебного процесса. Понимать, что ребенок должен изучить материал. Учитель имеет право откорректировать оценку, договоритесь с ним об этом. И не надо нести за это конфеты, кофе или, не дай Бог, деньги. С сентября начнем проверять одну из школ Львова: родители сообщили об учителях, которые после уроков оставляют учеников на дополнительные платные занятия. Знаю фамилию учителя, предмет, сумму, беру этот вопрос на контроль.

— Многие учителя занимаются репетиторством. Неудивительно — классы большие, программы сокращены. Не все дети усваивают материал одинаково…

— Учитель, прежде всего, должен отработать деньги, которые он получает от государства. Не может быть такого, что в 11-ом классе дети не ходят в учителя на урок. Нужно тогда спросить: а почему не ходят? Еще хуже, если эти же дети ходят к учителю после уроков за дополнительную плату. У нас нет ни одной вакансии учителя математики, химии, иностранных языков — всех основных предметов. Есть лишь несколько вакансий учителей труда, изобразительного искусства, социальных работников, одна вакансия учителя начальных классов. Если мы так держимся за работу, так хотим работать, то давайте делать это качественно.

— С нового учебного года педагогам Львова предлагают затянуть пояса потуже. Сокращают все — факультативные часы, оплату за кабинеты.

— На факультативных часах чаще спекулируют. Например, их дописывают тем учителям, которым не хватает часов. Но действительно ли эти факультативы проводятся, ходят на них дети? В идеале должно быть так: в начале года детям предлагают выбрать факультатив, который они хотят посетить, они должны написать официальные заявления. Выразили ученики желание ходить на то или иное дополнительное занятие — факультатив открывают. А деньги на кабинет не идут учителю в карман, он их должен тратить на усовершенствование своего кабинета. Полноценные кабинеты мы будем финансировать, на них найдутся средства.

— Зарплата у учителей невелика. Когда исчезнут эти маленькие хитрости, как им еще заработать?

— Поверьте, я знаю, как учителю заработать деньги. Много идей как заработать деньги для учителей сидя дома можно найти на сайте http://profitgid.ru. Написать грант, например. Во Львове есть учительница, которая выиграла два гранта, а где-то пять написала. Это стимул к размышлениям, творческому труду. Второй способ. Сколько отцов этого года просили продолжить работу пришкольных лагерей? Для учителей это был бы и дополнительный заработок, и возможность организовать интересную альтернативную летнюю школу. Тем более, что у них такой большой отпуск, почему бы не использовать часть? В-третьих, есть немало запросов организации воскресных школ. Родители хотят, чтобы дети имели содержательные выходные. Почему бы не обеспечить им эти выходные? Опять же, получили бы дополнительную оплату…

Добавить комментарий