Она поразила музыкальный Львов — сыграла Концерт Никколо Паганини для скрипки с оркестром в 9-летнем возрасте, сделав заявку на достижение, достойное Книги рекордов Гиннесса. Сегодня юная скрипачка Маша Дяченко – наша гостя.
Хрупкая, подвижная, улыбчивая — девочка как девочка, — она говорит мало и советует для начала расспросить отца. Что же, дельный совет: ведь именно он, Сергей Дяченко, является для нее не просто отцом, а отцом музыкальным: основатель и обладатель Музыкальной академии в Риме вот уже пять лет учит игре на скрипке и свою дочь. А сам он ребенком учился во Львове — в специальной музыкальной школе имени Соломии Крушельницкой, впоследствии жил и совершенствовался в Москве и в конце концов «осел» в Италии и ведет там напряженную и плодотворную музыкально-педагогическую деятельность. В этом году привез показать Львову дочь-скрипачку, сам дирижировал филармоническим симфоническим оркестром и, конечно же, пытался удовлетворить любопытство львовских друзей, один из вопросов которых был про уникальную скрипку, на которой, по сообщениям прессы, повезло играть его дочери. «К сожалению, ее никак нельзя было привезти во Львов, — отметил Сергей. — Ведь она стоит миллионы долларов, а мы ехали автомобилем и без охраны…».
Со скрипки начал и разговор Сергей Дяченко.
— Как профессиональный эксперт музыкальных инструментов, я «вышел» на один из лучших инструментов мира — скрипку Гварнери 1741 года, которая более 200 лет находилась в частных коллекциях. Этот инструмент мечтал иметь когда-то даже Паганини. Полную летопись скрипки фирма-владелец держит в секрете, но точно известно, что на ней скрипач Ярнович играл в 1780 году несколько программ с Моцартом. Мне (с трудом!) удалось договориться, чтобы этот инструмент дали на неопределенный срок моей дочери — сумел доказать, что скрипка будет в надежных и умелых руках. На Машу уже обратили внимание мировые менеджеры, она — лауреат двадцати международных конкурсов. Впереди — ее выступления в Корее, Японии, Германии…
Ближайшая перспектива — сыграть все 24 каприса Паганини. Если Маша сыграет их раньше 14-летнего возраста, это будет еще один исполнительный рекорд. Но дело, конечно, не в рекордах: мне очень важно опробовать современную методику работы с способным ребенком. Тем более, что это — моя дочь, и мне, как отцу, а не просто педагогу, легче устраивать такие эксперименты именно с ней.
— Вы не боитесь, что ее детство будет обворованным, ведь недаром говорят: «Музыкант — это человек без детства»?
— Если вы увидите, как она играет, как она подвижна, активна, то сами сделаете соответствующие выводы. Это физически сильная девочка. Она плавает, ездит на велосипеде, ловкая гимнастка… День расписан буквально по минутам. И скажу вам — клянусь, что это правда! — она играет на скрипке два с половиной — три часа в день, не больше. Я хочу подчеркнуть, что это просто нормальный ребенок. Тех, кто в таком возрасте делает безумные успехи, автоматически называют вундеркиндами. Могу сказать: я не вижу никаких черт «вундеркиндства» в моей Маше. Она просто очень хорошо выполняет то, что может сделать в своем возрасте. Отлично учится в школе, многим интересуется. И детских увлечений не обходит. Помимо скрипки у нее есть свое детское увлечение — она собирает милые детские ужастики, так она называет игрушки из серии монстр хай, которыми очень любит играть, как и обыкновенный ребенок.
Наконец — поговорите с ней сами …
— Тебе подарили после концерта маленькую игрушку … — Так начался разговор с Машей. — А ты игрушки дома имеешь?
— Да, очень много. Есть Барби, но я сейчас с ней не играю. Многие плюшевых и криптосистем… А любимые — Кикимора и двое котят, а также ужастики…
— Ты начинала играть на фортепиано, а затем — на скрипке. Что тебе больше нравится?
— Скрипка. Она мне ближе. Одна из них у меня очень древняя — Гварнери. А во Львове я играла на французской…
— Сделано, говорят, специально для тебя?
— Да.
— И чем она отличается от других?
— У нее замечательный тембр …
— А какая твоя любимая игра?
— Тайник. А еще люблю коньки. На льду кататься. Есть еще групповая игра — «Чикита». Но ее правила очень трудно объяснить.
— Читать любишь?
— Да. Особенно сказки. Разных народов, в основном — итальянские.
— На итальянском читаешь свободно?
— Да. Ведь я родилась в Риме…
— Ты учишься хорошо, но музыка отнимает так много сил и времени… Не жаль тебе этого времени, не жалко того, что меньше можешь играть, побыть на воздухе?
— Да, немного жаль …
— А что бы ты сказала своим ровесникам, школьникам, учащимся музыкальных и других специальных школ, как бы ты им посоветовала жить — больше играть или больше заниматься тем, что нужно для дальнейшей жизни?
— И играть, и заниматься!