Эксклюзивное интервью журналиста «ВЗ» с «главным бандитом» кинематографа
Владимир Епископосян сыграл в 140 фильмах. Через характерную внешность приходилось играть в основном роли бандитов, криминальных авторитетов, «душманов» и всяких других отрицательных персонажей. На экране он грозный и неподступный. А в жизни — полная противоположность. Владимир Арустамович веселый, искренний и очень позитивный человек. Мы познакомились на ХVИ Международном кинофестивале «Бригантина», частым гостем которого является этот харизматичный актер. О том, почему выпускник юридического факультета стал актером, про личную жизнь и веселые актерские будни Владимир Епископосян рассказал в эксклюзивном интервью журналисту «ВЗ».
— Вы были студентом юридического факультета Ереванского университета…
— Не только учился на юридическом, но и был известным спортсменом — играл за баскетбольную сборную республики.
— Знаю, что работали некоторое время в Ереванском театре. Как попали в кинематограф?
— Как-то наш театр поехал на гастроли в Москву. Я пошел на киностудию имени Горького забросить свои данные в актерский отдел. Сразу в коридоре меня перехватила женщина, ассистент картины «Пираты ХХ века», и повела к теперь уже покойному режиссеру Борису Дурову. После проб меня утвердили на роль бандита, и я впервые в жизни поехал на съемки в Крым. Павильонные съемки проходили в Ялте. Тогда, в советские времена, каждый колхоз вез свои бочки вина, продавали на набережной. Когда ассистентка искала какого-то конкретного актера, то называли марку вина, и она бежала именно к той бочке и там находила нужного человека. Так нас всех собирали «по бочкам». Это праздник продолжался два месяца (смеется. — Г. Я.) . Тогда я еще раз убедился, что выбрал хорошую профессию. Не надо мне быть юристом и спортсменом. Политику трогать не будем, но именно благодаря политикам было много работы. Началась абсурдная афганская кампания, затем чеченская, и я стал одним из главных бандитов на экране — любимцем всех актеров и режиссеров, а главное — гримеров. Гримеры говорили: «Володя, с вами работать — одно удовольствие. Делать ничего не нужно. Готовый бандит!».
— Не только главным бандитом стали, но и главным «трупом» на экране…
— 9 апреля этого года в сериале с рабочим названием «Розыск», где я сыграл роль наркодилера, меня убили 52- й раз. Из ста сорока фильмов меня 52 раза убивали.
— Многие актеры суеверны…
— Был один год, в течение которого меня трижды на экране убивали. Меня не только убивали из пистолета, но и зарывали в землю, вешали, рубили топором… Больше всего понравилось, когда меня снимали в гробу в фильме «Черная овца». Ассистент говорит: «Чтобы вы не боялись, положим под подушку бутылку водки — отгоняет нечистую силу». Да я и не боялся. За четыре дня, пока снимали сцену, настолько привык, что когда оператор мне предложил отдохнуть на стуле, пока выставляют свет, отказался. Сказал: «Здесь полежу и почитаю сценарий. Мне здесь удобнее».
— В фильмах приходится бегать и прыгать…
— А… уже добегался и допрыгался, к сожалению. Когда почти все трюки выполнял сам. Я — мастер спорта, организм подготовлен. У меня был один трюк, называется «розмичка». По сценарию, героя привязали за ноги к двум лошадям и о дерево разорвали на две части. Режиссер предложил, пока нет, директора, чтобы я этот трюк проделал сам. Мол, чтобы это не был общий план, а хочется снять вблизи, где мы найдем столь похожего каскадера. Согласился. Делаю вид, что хочу в туалет. Я хитрый армянин: в штаны набил себе тряпки и бумаги. Мало что может случиться! В трех метрах перед деревом я должен был отпустить шнуры, чтобы лошади разъехались в разные стороны. Так посоветовал каскадер. Когда лошади понеслись галопом, я на мгновение закрыл глаза, потому что пыль ослепила меня. В момент, в полуметре от дерева, отпустил шнуры… но было поздно. Хорошо грохнулся о дерево, но тряпки меня спасли (смеется. — Г. Я.). Лежу на земле и думаю: как хорошо, что у меня есть сын… В этот момент приехал директор Игорь Зуев. Все произошло на его глазах. Подбегает ко мне и кричит: «Володя, мерзавец, ты что делаешь? Я думал, сейчас «Епис» — налево,» копосян» — направо, а я — за решетку!» . Как мне тогда все аплодировали! Я стал героем картины. Мне тогда за «подвиг » заплатили большие деньги.
— Говорите о деньгах. Свой первый гонорар помните?
— Не помню, сколько это было в деньгах, но помню, что купил маме японский зонт, а себе очки, такие огромные, как фары автомобиля. Тогда такие носили все спекулянты.
— Много снимаетесь. А как выпадает несколько свободных дней, где любите отдыхать ?
— Профессия, слава Богу, такая, что многие фильмы снимают там, где отдыхают люди. Скажем , в Майами. Я летал на съемки туда и одновременно отдыхал. В Чехии, в Израиле. Но больше люблю быть дома.
Галина Ярема