Любовь к растениям у Натальи Земной (Зубицкой) начиналась с послевоенной жизни, когда мужа спасали огуречная трава, лебеда и укроп…
Наталья Земная — известный травник и поэтесса. Уже на протяжении трех десятилетий отдает знания людям. Ее книги — и фитотерапевтические, и художественные, и детские — не залеживаются в магазинах. Это — «Аптека народных лекарств», «Ребенка лечит природа», «Все понадобится, что в земле коренится», «Сердце в траве», «Азбука зеленой планеты», «Королева цветов» и многие другие. Академик Украинской экологической академии наук, президент Всеукраинского общества природолечения «Зеленая планета», человек сложной и интересной судьбы…
— Наталья, вы родились в немецком концлагере и через четыре года неволи пешком с мамой вернулись на родную землю…
— После победы мои родители, которых вывезли на подневольный труд, вернулись в свое сожженное во время боев село Крехаев Козелецкого района на Черниговщине с двумя моими старшими братьями и мной (я ехала в сделанной отцом коляске). В селе уцелели только шесть хижин. Наша бабушка жила в землянке. Была весна, люди отыскивали на пожарищах лопаты, чтобы вскопать и посадить хоть какие-то грядки.
…Воспоминания детства — это как я вылезала из землянки на солнце, нюхала одуванчика, вымазывая в пыльце нос. Бабушка, обрабатывая просо (в Украине национальным блюдом были разнообразные кулеши, потому что они тонизируют желудок, улучшают пищеварение и являются хорошими кроветворными продуктами, а пшено есть еще и противоопухолевым средством), рассказывала сказки о растениях. Они у нее были живыми и с душой… Мама посылала меня срывать ветки вербы с котиками, из них вязали пучки, заваривали в кастрюльке кипятком, и в этом отваре бабушка парила больные руки и ноги.
В трудный послевоенный год мы выжили благодаря тому, что в саду росла лебеда, огуречная трава и укроп, а отец ловил рыбу на Десне. Уже позже пекли пирожки из смолотой ржи вперемешку с картофелем и черным пасленов, крапивой и щавелем. Чаи варили из трав: зимой с стога сена я выбирала растения. С цвета клевера традиционно готовили чай для мужчин. Иногда отец брал меня с собой рыбачить. Бывало, увлекшись природой, я терялась в высоких травах. Отец долго меня искал, но никогда не наказывал за это.
— С тех пор, видимо, и любовь к растениям…
— Да. От послевоенной жизни и от знаний о травах, которые уже были в моей семье: мама, Мария Григорьевна, происходила из рода, который славился умением выращивать овощи: у нас первой в селе созревали клубника. Посреди огорода росла береза, к которой дед не позволял никому прикасаться. Ибо была бы «дойная корова» для лечения: листья шло для салатов, почки — для лечения печени, почек, больных ног, «серьги» березы — для лечения сердца, кора — для заживления кожных язв, фурункулов и т.п.. Колхозное поле было в 18 километрах от села, поэтому пока мама шла туда жать серпом рожь, дорогой собирала растения. Ее руки пахли душицей ковыль — травой. У нас, когда девушка выходила замуж, первый цветок на венце делали из ковыля, — это был оберег от насильников и от чар.
А потом… Потом я встретилась с Даниилом Зубицким, будущим мужем. Конечно, в Зубицком меня захватили знания. Он знал степные растения, а я знала растения леса, болот, лугов. Наши знания мы объединили.
— Каждая профессия имеет трудности, которые сложно преодолевать. Есть ли такие у травников?
— В Украине много биоэнергетиков, шептунов, экстрасенсов, но травников мало. Быть травником сложно. Параллельно нужно иметь знания агронома: знать, из какого почвы можно использовать растение. Например, если мокрицу (звездчатка) брать с известняковой почвы, растение будет ядовитым для человека, а вот с нормальной земли — это прекрасное лекарство от боли в почках, катаракты, остеохондроза. Надо быть и химиком: знать состав растения.
Но труднее всего было завоевать право на лечение травами рядом с классической медициной. Было время — народных врачей загоняли в подполье, травники боялись передавать знания детям. Хотя та же официальная медицина сама много взяла от народной, от трав.
Особенно остро ощущалась потребность в травниках после чернобыльской трагедии. Искусственных лекарств не хватало, и мы с Даниилом Никифоровичем начали изготавливать лекарства для щитовидной железы и печени. Впоследствии открыли аптеку народных лекарств в Киеве, где насчитывалось более 150 лекарственных средств. Семь лет в этой аптеке я работала заведующей, делала 96 лекарственных средств, была консультантом и заготовляла лекарственные травы. Даниил Никифорович принимал дома людей, исследовал рецептуру.
С мужем мы прожили 20 лет в мире и согласии. У нас была сеть аптек во многих городах, в том числе и во Львове. У Даниила Никифоровича появилась женщина, почти на 40 лет моложе его. Полтора года я ничего не знала, а когда узнала, было поздно… Я ушла из народной медицины Зубицкого, не взяв оттуда ни копейки… Сегодня, когда Даниила Никифоровича уже нет, я оставила даже фитоклиники, которые мы строили с ним вместе, вложив туда все, что у нас было.
— Но вы сумели начать все сначала…
— Да. Год у меня не было ни работы, ни денег. Меня обливали грязью, якобы я оставила Даниила Никифоровича. Я ходила рыбачить, собирала травы. И в настоящее время скитаний задумалась: кто я такая. Однажды собрала много трав и сделала лекарства. Так начиналась новая жизнь. Я готовилась к открытию своей аптеки. Собирала травы, ездила по всей Украине. Где-то меня накормили, где-то купили билет. Через два года у меня уже было полторы тысячи бутылок заготовок, и тогда все, кто раньше работал со мной в братстве народных врачевателей, пришли ко мне. Так мы создали общество «Зеленая планета».
— Наталья, дайте несколько советов специально для наших читателей.
— У меня от людей нет секретов, но я не смогу вылечить человека, который ложкой черпает из тарелки болезни. У каждого народа есть блюда и традиции, подчиненные здоровью человека. Когда украинцы ели много фасоли — во время поста ней заменяли мясо и блюда животного происхождения: фасоль содержит белки, равноценные диетическим яйцам и телятине. Кроме того, фасоль полезна для поджелудочной железы, причем благодаря ей не был так распространен сахарный диабет. Ели кулеш — пшенную кашу, так не болели гастритом. Употребляли много зелени: зеленый цвет тоже улучшает пищеварение. Когда варили зеленые щи — блюдо из 12 растениями, куда клали грыцикы, цикорий, листья одуванчика, укроп, сельдерей, петрушку, мокрец, шпинат, ревень, щавель. Суп не должен быть бледным — он должен быть красочным, как сама природа…. Есть три основные причины заболеваний — незнание, лень и бездуховность. Если у человека черная душа, она не даст организму света.