25 марта 2025

Не сдает денег на школьные нужды? Пожалеете!

Мать ученика, которая отказалась сдавать добровольные взносы, оказалась в больнице, не выдержав психологического прессинга родительского комитета

Средняя общеобразовательная школа № 3 в Стрые, что на Львовщине, такая же, как и тысячи других учебных заведений. Из государственного бюджета школу финансируют традиционно — несвоевременно, нерегулярно и недостаточно. На помощь также традиционно приходят школьный комитет и добровольные родительские взносы. Казалось бы, ничего нового — родители между собой договариваются, сколько, когда и на что сдают. Такие родительские комитеты существуют по всей Украине, и в идеале — хочешь сдавай, хочешь нет. Но это в идеале, а на практике — «отщепенцев», протестующих против школьных поборов, подвергают унижениям, неприятию и становятся изгоями. А их детей — травят.

Наталья и Василий Лучки, сын которых Захарий учится в шестом классе Стрыйской СОШ № 3, убедились, как неуплата средств на школу превращает вчерашних приятелей на врагов.

«Захарий учится в этой школе с первого класса, — рассказывает корреспонденту его мать Наталья Лучко. — В начальных классах регулярно сдавали деньги на нужды школы. Точных сумм не помню, но это было не в сравнение с тем, что творится сейчас. Захарий перешел в пятый класс к новому классному руководителю. Тогда же избрали новый родительский комитет из пяти человек».

Госпожа Наталья рассказала, что в классе образовалась группа родителей из пятнадцати человек (в классе учится 28 учеников), с лидером — председателем родительского комитета Софией Змисной. В их руках — большинство, соответственно ход голосования на родительском собрании известен заранее. В прошлом году на собрании было утверждено сдавать ежемесячно по 20 гривен на нужды класса. «Что это за такие классные нужды? — удивляется госпожа Лучко. — Мне объяснили — мел, губки… И на это нужно сдавать сотни гривен ежемесячно! Никаких чеков мы никогда не получали… Сказала, что мел и губки сама куплю, а денег не буду сдавать. Живем мы не богато, стараемся на всем экономить, для ребенка покупаем недорогую, но хорошую одежду в интернет магазине детской одежды.

Ставили в классе окна — как и все, сдала двести гривен. Так Софья привела своего мужа, который ремонтами занимается. Были слухи, что 900 гривен собственному мужу за работу заплатила, но кто это теперь подтвердит…».

Наталья Лучко же не сдавала «добровольных» ежемесячных двадцати гривен. В родительском комитете об этом знали и молчали… в этом учебном году. «На нынешнем собрании председатель родительского комитета София Змисна назвала меня и еще одну мать, возмутилась, что не платим, — продолжает разговор Наталья. — Родители на нас набросились: «Мы платим! Вы почему не платите?». И это при том, что сбор средств добровольный! Родители на меня кричали. Классный руководитель в то время из класса предусмотрительно вышла… Завершилось все тем, что договорились уже по пятьдесят гривен ежемесячно сдавать…

Прошло после того несколько времени, и председатель родительского комитета купила в класс кое-какую стенку. Сначала слышала сумму — три с половиной тысячи, потом тысячи. Чеков, конечно же, никто не показывал…».

Как рассказала Наталья, с тех пор, как она перестала платить «добровольные» взносы, ее сын не выступает в школьных спектаклях. «Захарий мне рассказал, как классная руководительница говорила с упреком его товарищу за партой, мол, с кем он дружит, — вздыхает Наталья. — Хуже всего было впереди. Мы сдавали по пятьдесят гривен на День учителя… Прошло немного времени после праздника, и классный руководитель сказала моему сыну, чтобы он вышел из класса, там его кто-то ждет. Как потом рассказал мне сын, в коридоре его ждала председатель родительского комитета, отдала ему 50 гривен и заставил писать расписку, что он получил эти деньги. Одиннадцатилетнего мальчика заставили писать какую-то расписку! Сын говорил, что писал как в тумане…».

Назначили родительские собрания. Муж госпожи Натальи работал, поэтому прийти на них не смог, а сама Наталья Лучко одна идти побоялась. Члены родительского комитета позвонили к ней, спрашивали, почему не пришла, что собирается делать дальше?.. После того разговора и ситуации с распиской Наталия попала в неврологическое отделение. По городу пошли слухи, что ее муж развлекается своеобразно — с кастетом по парку бегает. Захария в другую школу переводить надо, а против их семьи какие-то подписи собирать начали. Что в этом заявлении написано, женщина не знает.

«Мы раньше неплохо общались с председателем родительского комитета и ее мужем, — рассказывает отец Захария Василий Лучко. — Иногда даже в гости ходили друг к другу. Но как только отказались платить ежемесячные взносы, приятельские отношения прекратились. Тот звонок из школьных сборов, после которого жена в больницу попала, она до сих пор вспоминать не может. Мы после этого с директором говорили, однако этот разговор ни к чему не привел…».

… Корреспондент пыталась пообщаться с председателем родительского комитета Софией Змисной, однако дорогу к ее дому загородил муж госпожи Софии. «Дорогая, убирайтесь отсюда, — начал кричать он, став перед дверью подъезда, когда узнал, с какой целью я прибыла. — У вас будут большие неприятности!». И закрыл дверь подъезда, которые с внешней стороны открыть нельзя.

«Мы приложим все усилия, чтобы решить этот конфликт, — пообещала директор Стрыйской СОШ № 3 Галина Юрко. — Обидно, что родители не нашли общего языка, не смогли найти самостоятельно. Сейчас я нахожусь на больничном, однако как только выйду из него, мы объявим родительские собрание, будем решать проблему. Ситуация будет под моим контролем. Обещаю вам, виновные будут наказаны».

Корреспондент также планирует побывать на этих родительских собраниях.

Арина Хомяк

Добавить комментарий