8 октября 2024

Маленькая Вера Мариуполя

Маленькая Вера «Маленькая Вера». Так назывался художественный фильм 1988 года, события которого разворачивались в Мариуполе.

Мариупольцы сразу узнали свой город с его характерным пейзажем: оранжево-серый дым, который валит из заводских труб, накрывая смогом дома. И себя узнали в героях этой откровенной картины. Режиссер фильма Василий Пичул хорошо знает натуру — он сам из Мариуполя. Его подпись стоит под мартовским обращением деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Путина в отношении Украины и Крыма…

Герои «Маленькой Веры» попали на экран с тогдашней улицы. Эти матери семейств с перманентом на голове, обеспокоены едой, кухней, новыми рецептами приготовления синеньких и перца, бесконечно терпеливы, застывшие перед телевизором в свободное время… Эти мужчины в домашней униформе: майка-трусы, арбуз с хлебом, беззлобные мат для связи слов… Эти семейные застолья с обязательной выпивкой, нередко заканчивающиеся мордобоем… Это юное поколение, секс с первого взгляда, травка, драки стенка на стенку, категорическое нежелание быть похожими на родителей и глухое подсознательное подозрение: так жить нельзя…

Двадцать пять лет прошло. Бывшие маленькие Веры превратились в тучных женщин, подобные своим мамам, с незначительными отличиями. И жизнь их такая же: тяжелый труд, нередко на нескольких работах за копейки, пьяный муж-матюжник, домашние стены, которые давно просят ремонта, ежевечерний телевизор… И дочь, которая боится прожить свою жизнь так, как мать…
Те же пьянки, и сама зависимость от зомбоящика. И та же тотальная бедность, ужасная нищета — в домах, в желаниях, в мечтах…

Я немного знаю Мариуполь. Помню первое шокирующее впечатление от встречи с ним. Бабушка за забором кричит внуку: «Ромка! Поймаю — убью». Переселенка из села Быкова на Львовщине, что за тридцать лет не перешла на восточный говор. Там, под Мариуполем, до сих пор говорят по-своему, но это украинский язык. Я сама слышала. Там тоже хотят справедливости и тоже требуют прихода новой власти без коррупции, там тоже хотят другой жизни — для детей и для себя.

Может положительным сигналом есть тот факт, что молодые люди все чаще выбирают игры стратегии онлайн, а не «стрелялки» или «бродилки».

В эти дни Мариуполь, Артемовск, Краматорск, Славянск, весь Донбасс выбирают свое будущее. В эти дни жителям падает пелена с глаз. Имеющий глаза и уши — тот видит и слышит, тот начинает отделять зерна правды от плевел пропаганды соседней страны и слухов из троллейбусов. На Донбассе боятся опасности, которой подвергается каждый на улицах, где происходят столкновения с оружием в руках, мародерство и грабежи, где похищают и пытают людей… Вся надежда на здравый смысл Донбасса. И эта вера лишь иногда, в особенно трагические моменты, кажется маленькой. Я знаю, что там есть достаточно людей, которые понимают, что Майдан отстаивал свободу всех граждан Украины, что Майдан требует честной власти с прозрачными действиями, подотчетной народу. На западе, в центре, на востоке и юге, от нас всех зависит, какой будет власть и что мы ей позволим. Только надо навести порядок, прежде всего в головах и душах. Только надо научиться не верить непроверенным слухам и лживым источникам информации, а думать, сопоставлять, сомневаться и не спешить с выводами. Чтобы не произошло, как после мариупольской свадьбы, когда некоторые с бодуна не могут вспомнить, за что били друг другу морды, и чем все закончилось. А другие, жались к стенам, чтобы и им не досталось, говорят: вот придурки, мало все не испортили…

На мариупольскую молодежь большая надежда. На ту, которая выбирает образование, а не наркотический дурман; мечтающей о путешествиях в дальние страны, а не о выпивке, сервированной на газете; которая стремится к достойной работе, а не возможности украсть или по случаю подобрать крошки с богатого стола. Которая учится самостоятельно думать и не позволяет собой манипулировать.

Галина Вдовиченко

Добавить комментарий